Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная школа №87»
города Алматы,
учитель русского языка и литературы
Жалелова Дария Исмагуловна
В современной системе образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. В том числе, предмет русский язык и литература — важный предмет, направленный на развитие творческих способностей учащихся, словарного запаса, языковых навыков. В этой связи применение новых методик и методов исследования на уроках русского языка и литературы позволит повысить активность учащихся и раскрыть их творческий потенциал. Опираясь на свой опыт, расскажу о возможностях применения метода «Lesson Study» (исследование урока) на уроках русского языка и литературы и его эффективности.
«Lesson Study» — это метод исследования, направленный на профессиональное развитие учителей. Главная цель метода «Lesson Study» — обеспечение обмена опытом между учителями, совершенствование учебного процесса, повышение качества знаний учащихся. Он основан на совместной работе учителей, изучении и анализе уроков. С помощью этого метода учителя планируют свои уроки вместе, посещают уроки друг друга, обсуждают их, а затем совершенствуют содержание и методы урока в соответствии с результатами своего исследования.
Итак, какой результат мы достигли, работая вместе? Изучение русского языка и литературы имеет свои особенности, благодаря которым развиваются индивидуальные способности учащихся. Например, анализ текста, раскрытие образа персонажа, работа со словарем, выразительное чтение, рациональное использование языкового анализа на уроке — все это помогло развить творческое мышление учащихся. Большую помощь в повышении активности и интереса учащихся на уроке оказали методы «Lesson Study». Краткосрочный план, разработанный совместно учителями, позволил максимально раскрыть творческие способности учащихся. Кроме того, в ходе урока были учтены и развиты индивидуальные особенности каждого ученика.
Метод «Lesson Study» широко используется в основном учителями в групповой и парной работе. Учащиеся развивали свои творческие способности и обменивались опытом друг с другом, работая в группах или парах. Этот метод не только повысил их навыки совместной работы, но и позволил им генерировать новые идеи в процессе творческого процесса. А так же, анализ и отзывы учителей, сделанные после окончания занятий. Учителя внимательно следили за работой учащихся во время проведения урока, в конце урока делились своим опытом и определяли наиболее эффективные методы. Этот метод позволил объективно оценить работу учащихся и в дальнейшем развить их творческий потенциал.
Таким образом, метод «Lesson Study » не только упростил учебный процесс на уроках русского языка и литературы, но и способствовал профессиональному развитию учителей. Обмен опытом и совместная работа между учителями улучшили качество обучения, дали учащимся творческую свободу. Данный метод является единственным эффективным способом применения инновационных подходов на уроках русского языка и литературы.