Тлеумагамбетова Баян Мендихановна
г. Нур-Султан
Учитель английского языка
№ 69 школы гимназии
Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса.
Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средство обучения. Он позволяет хранить в памяти языковой материал значительного объема, находить интересующую информацию и представлять на экране в удобном для пользователя виде.
Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью компьютера.
Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:
- предъявление информации в различных формах;
- формирование у учеников общих и специальных знаний и умений по предмету;
- контроль, оценка и коррекция результатов обучения;
- организация индивидуального и группового обучения;
- управление процессом обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на предмет «Иностранный язык»: его цели, задачи, содержание, методы, технологию.
Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:
- Интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
- Ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
- Индивидуализация обучения;
- Возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
- Компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;
- Объективность отметки;
- Обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок;
Вместе с этим деятельность учителя становится, зависима от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.
Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок; готов учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать традиционному уроку, поскольку они навсегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.
Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучать речевой деятельности можно лишь в живом общении, а для этого нужен партнер. Компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными при этом они не были, могут обеспечить лишь квазиобщение (то есть общение с машиной). Исключения составляют лишь телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером – носителем языка.
Из этого следует то, что в компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается авторский поход к ее интерпретации. Смещается акцент целей в сторону формирования исследовательских умений. При традиционном обучении коммуникативный аспект обучения иностранному языку реализуется более эффективно, поэтому необходимо сочетать обучение иностранному языку с помощью компьютера и традиционное обучение.
Компьютерные программы должны использоваться в качестве важного, но дополнительного компонента учебной программы, наравне с традиционными материалами и методами. Работая с компьютером, неизбежно приходится менять всю структуру урока и вообще его компетенцию. Необходимо конкретно определить соответствующую роль и место компьютера в учебном процессе, уточнить и детерминировать основные понятия, внедрить методические и технические аспекты.
При построении учебного процесса с применением компьютерных обучающих программ следует выбрать конкретный раздел из учебной программы; спроектировать набор заданий; выбрать программные средства для подбора заданий; провести экспертизу подобранных компьютерных заданий; разработать методические рекомендации для учащегося.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Их потенциал заключается в том, что они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях; помогают осознать языковые явления; сформировать лингвистические способности; создавать коммуникативные ситуации; автоматизировать языковые и речевые навыки; а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы; реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося; способствуют повышению познавательной активности, мотивации и качества знаний обучаемых.
Использование компьютерных технологий на занятиях иностранным языком можно представить в разнообразных формах. Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
В условиях педагогически грамотного учебного процесса использование средств информационных технологий (компьютера) это путь рационализации обучения, совершенствования форм и методов контроля, достижения уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации учащихся и учителей.
Таким образом, в связи с существенным прогрессом в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий происходят изменения в самом процессе обучения иностранному языку, и компьютер становится необходимым средством обучения иностранному языку.
Список использованной литературы
- Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку/ / Педагог. – 2005.
- Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах, СПб, 2001.