Home » статьи » Психологические условия пазвития рефлексивных умений

Психологические условия пазвития рефлексивных умений

Кашкенова Зауре Турегалиевна
старший менеджер ЦПМ филиал г.Актобе

Обновление содержания образования – одна из главных задач современного общего образования в Казахстане. Наряду с предметными знаниями ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти  умения  позволили бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы.

Общество, находящееся в условиях формационного сдвига, предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Это определяется изменением структуры спроса на профессиональную подготовку кадров, изменением взглядов на понятие образованности человека.

Помимо социокультурных факторов, образование испытывает влияние, связанное с лавинообразным нарастанием совокупных знаний человечества, что требует ограничения и селекции материала, включаемого в образовательную программу общего образования.

На наш взгляд, рефлексивные умения занимают здесь особое место. В процессе обучения весьма важно научится получать не готовые знания, а самому находить пути решения проблемных задач. А для этого в учебном процессе должны быть место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений.

Ребёнок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действования во многом связана с нашим умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Этим умением обуславливается как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.

Отсюда следует, что рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из основных приоритетов формирования компетенции личностного самосовершенствования, а для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к саморазвитию.

В.А. Ясвин, определяя модель образовательной среды, трактует ее таким образом: «Образовательная среда рассматривается как система влияний и  условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении» [1].

Общество желает видеть в ученике проявление определенных качеств и способностей. Отражением социального заказа является понятие «образовательная компетенция».

Для нас особую значимость представляют учебно-познавательные компетенции, так как это- совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной  познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Мы воспользовались исследованиями Г.П. Щедровицкого для понимания аспектов рефлексии [2]. Он выделяет следующие формы осуществления рефлексии: коллективную– кооперативную и коммуникативную и индивидуальную– личностную и интеллектуальную. На их основании мы определили рефлексивные умения, необходимые каждому человеку для реализации практической деятельности: а) кооперативные, б) интеллектуальные, в) личностные,  г) коммуникативные. Появление рефлексии возможно лишь в том случае, если личность столкнулась с новой, неожиданной для нее информацией, противоречащей тому, что было ею принято и усвоено, стало содержанием внутреннего мира.

Предпосылкой для развития рефлексии должна быть  проблемно-конфликтная ситуация, когда происходит нарушение равновесия между сложившимися установками и новой информацией. Кризис. Когда прошлый опыт (личностный, интеллектуальный) не помогает. Рефлексия– это  возможный путь решения проблемы [3].

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала

Надо отметить, что практическим навыкам ребенка можно научить методом объяснения, показа, повторения, рефлексии же так научить нельзя. Можно лишь предоставить возможность ей научиться. С этой целью мы отобрали ряд упражнений для развития рефлексивных умений.

  1. Рефлексия деятельности

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

Что нового вы узнали на уроке?

Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

При формировании содержания образования происходят и конкретизация, и наполнение ключевых компетенций.

Основы наук — элемент культуры, следовательно, есть возможность на этих учебных предметах формировать общекультурную компетенцию. Но поскольку здесь важна способность ориентироваться в пространстве культуры, самоопределяться по отношению к ней, то в преподавании учебных предметов этого типа должен быть усилен акцент на смысловые, мировоззренческие элементы, определение собственного отношения ученика к изучаемому. В учебных предметах с ведущим компонентом «научные знания», формирование коммуникативной компетенции, компетенции личностного определения будет осуществляться больше за счёт процессуальной стороны обучения, чем за счёт содержания [4].

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее               в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».

Итак, уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиции компетентного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Поэтому нам необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к самостоятельной деятельности, а это возможно, если у ученика хорошо сформированы рефлексивные умения.

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Использованная литература

  1. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред. Психологический журнал.-2005, №4.
  2. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 2004.
  3. Семенов И.Н. Человеческий капитал и рефлексивная психология: аспекты развития//Главный врач: хозяйство и право. 2007.
  4. Семенов И.Н. Творчество и человеческий капитал: рефлексивно-психологические аспекты взаимодействия //Мир психологии. 2010. N 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*