Home » статьи » Плюсы и минусы дистанционного обучения

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Айман ДЖАНАЕВА,
учительница  русского языка и литературы
СШ №14, Мунайлинский район

Вспышка коронавирусной инфекции во всем мире и вводимые меры по борьбе с КВИ заставили людей во всём мире кардинально изменить свой образ жизни и перестроиться на дистанционную форму работы. Руководство Казахстана также принимает все меры, чтобы обеспечить безопасность своих граждан и, прежде всего, своего подрастающего поколения. Четвёртая четверть для многих казахстанских школ началась с непривычной для нас обстановки: дистанционным обучением, переходом на удалённую учёбу.

      Так, что же такое дистанционное обучение? Что оно из себя представляет? Какие плюсы и минусы дает нам этот вид обучения? Давайте об этом и поговорим. Для начала отметим: дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии с использованием интернет-технологий, при котором учитель может находиться в различных местах. Да, сегодня активно развивается система дистанционного обучения в самых различных областях образования. Но, как и любое другое обучение, оно имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Прежде всего, следует отметить тот факт, что дистанционное обучение позволяет детям учиться в своём собственном темпе, исходя из своих потребностей в образовании и личностных особенностей. Разумеется, такой вид обучения – в максимально комфортной и привычной обстановке –  способствует продуктивному обучению.

Однако наряду с преимуществами дистанционное обучение обладает и недостатками. Какие, спросите вы? Это, прежде всего, – отсутствие личного общения с преподавателем и с другими детьми. Конечно, не всегда  обязательно находиться рядом, чтобы иметь возможность общаться лично. Чтобы обучаться продуктивно, без надзора преподавателя, согласитесь, нужна сильная мотивация. При дистанционном же обучении исключаются все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием.      Думаю, любой из вас согласится с тем, что, когда нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, преподавание значительно уступает традиционному, то есть как это было бы при живом общении ученика с учителем. А это – большой минус. Кроме того, при дистанционном образовании основа обучения – письменная, из-за чего достигнуть хороших результатов в коммуникативных навыках будет крайне сложно. Для большинства учащихся отсутствие возможности изложить свои знания, мысли, мнение в словесной форме может превратиться в камень преткновения, и с этим не поспоришь.

Конечно, работать в режиме дистанционного обучения одновременно и интересно, и не просто. Одной из актуальных проблем сегодня для нас, в том числе и для меня, является вопрос о том, как результативно обучить всех наших учащихся и каждого обучающегося в отдельности? Как организовать учебный процесс в условиях вынужденного карантина? Для этого нам, учителям-педагогам, необходимо освоить, использовать и уметь применять в учебном процессе много новых технологий, цифровых образовательных ресурсов, а также возможностей образовательных платформ, таких как: ZOOM, WhatsApp, Bilimland, daryn.online, YouTube, разные сайты, мессенджеры, онлайн-уроки на таких ведущих каналах как «Хабар» и «ЕлАрна», использовать на своих занятиях картинки, фотографии, тексты, аудио- и видеоматериалы, различные Интернет-ресурсы, что дает возможность сделать урок интереснее, насыщеннее, разнообразнее.

      Да, не скрою, сегодня весь мир прикован к работе учителей, и потому мы должны поддерживать дистанционную связь со своими учащимися таким образом, чтобы не было нареканий ни со стороны родителей, ни администрации системы образования, ни вышестоящих органов. А самое главное, нам нужно так организовать дистанционный учебный процесс, чтобы наши ученики не потеряли интерес к любимым школьным предметам и учебе, в целом.

Собственно, мы учимся вместе со своими учащимися осваивать новое технологическое пространство образования. Не скрою, вначале было интересно и вместе с тем немного страшновато, ведь, по сути дела, в школе мы, учителя, работали с детьми лицом к лицу, делая при этом замечания, в чем-то поправляя, подсказывая, помогая. Теперь же дети остаются как бы по ту сторону экрана, и им предстоит без нашего непосредственного участия самим осваивать материал, новую тему. С такой практикой  учебного процесса за всю историю образования мы сталкиваемся впервые. Я, как и мои коллеги, использую такие ресурсы, которые наиболее доступны, как для детей, так и для родителей – это WhatsApp, BilimLand,YouTube. Вместе с тем нужно учесть тот фактор, что многие наши дети проживают в сёлах, в дальних аулах, где сеть интернета оставляет желать лучшего.

Информацию, видео-уроки или слайды по теме, как и домашнее задание, мы загружаем предварительно в Mektep edus.kz., получая при этом обратную связь, поскольку учащиеся загружают выполненную свою работу. Если у детей возникают те или иные вопросы, то они отправляют их аудио- или письменным сообщением. С теми, у кого нет возможности загрузить ответы на задания в Mektep edus.kz., работаем по WhatsApp. Лично я сама стараюсь не перегружать детей заданием: получая много информаций, учащиеся могут не осилить их. Для них это станет нагрузкой, как для планшетов, так и самих детей. Каждому из нас важно помнить, дистанционное обучение эффективно только в том случае, если материалы будут доступны ученику.

Вместе с тем хочу подчеркнуть и напомнить, что большая ответственность при дистанционном обучении возлагается как на учителей, так и классных руководителей, родителей, которые должны контролировать учебный процесс детей.

Надеюсь, сообща мы преодолеем все трудности и следующий новый учебный год встретим своих деток за партами в стенах родной школы.

Берегите свое здоровье и здоровье своих детей и проводите время с пользой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*