Анисова Жаннат Магзумовна,
Бакулина Асемгуль Мухамедяровна,
Мангистауская область, город Актау
КГУ»СОШ N12″
Казахстанская современная образовательная система в настоящее время претерпевает процесс глубоких преобразований. В свете последних событий, с введением в нашей стране режима Чрезвычайного Положения у каждого педагога, родителя, учащегося появилась возможность личностной самореализации в новом формате обучения и воспитания. Главное не само знание, а познание, поэтому учеников надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и ещё очень-очень многому. В связи с такими задачами возникает вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы добиться поставленных целей, эффективно используя учебное время и современные информационные технологии при дистанционном образовании?
Стоит отметить высокую степень информационной мобильности современного подрастающего поколения. Не секрет, что в сравнении со старшим поколением, даже учащиеся младшего звена современной формации гораздо легче осваивают новые информационные платформы. Что как нельзя лучше стало проявляться в настоящий момент. Дистанционное обучение требует от педагога повышения знаний в области ИКТ, технологий использования интернет ресурсов. В этом плане мы можем отметить, что педагоги активно стали и использовать средства компьютерной графики, печатных и мультимедиа технологий, а также современных программных продуктов в данной области в своей профессиональной деятельности. Здесь надо обратить внимание на ряд уроков, классных часов, родительских собраний, проведенных педагогами в непривычных, но оригинальных форматах.
Учитель физически не сможет уделить ежедневно время каждому ученику дистанционно, если речь об основной и старшей школе, но максимально обязательно ежедневное общение учителя с каждым учащимся начальной школы. Было потрачено время на составление графиков и расписаний,а также объяснения родителям и обучение учителей работе с цифровым инструментами. Происходило это посредством вебинаров, групповых скайп уроков и т.д. Были предусмотрены возможности индивидуальных видеоконсультаций (кратких по продолжительности) для начальной школы ежедневно; для основной и старшей школы в виде лекций и практикумов посредством вебинаров, образовательных платформ, социальных сетей несколько раз в неделю. И этот кропотливый труд принёс положительные результаты.
Введение режима чрезвычайного положения в первую очередь стало предпосылкой перехода обучения в дистанционный формат. Нельзя сказать, что это является принципиально новой формой образовательного процесса, но полный переход на дистанционное обучение – требование ситуации. На мой взгляд, такая форма обучения таит в себе огромный потенциал для творческой реализации, требует инновационного подхода каждого участника образования. На это и обратил внимание в своем послании к народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев .На сегодняшний момент- это требование времени. Образовательный процесс должен быть непрерывным, мобильным, результативным в любой обстановке.
Методическое сопровождение образовательного процесса осуществляется посредством интернет- платформ «BilimLand», «Daryn.Оnline» и других. Телевизионные уроки, разработанные педагогами страны, учителями НИШ, оказывают эффективную методическую поддержку.
Проводимые тренерами ЦПМ РК, методистами областного и городского управлений города Актау вебинары позволяют коллегам повысить качество преподавания учебных дисциплин. Большим подспорьем является и транслирование телеуроков телевизионной платформы «Ел Арна », «Балапан».
Коллектив школы №12 города Актау используя технологию трехуровневых заданий позволяет учащемуся самостоятельно выбрать уровень обучения, тем самым снимается психологический стресс от невозможности выполнения задания, воспитывается аналитичность, самокритичность, оценивание собственных возможностей. Весьма эффективным методическим инструментом в процессе дистанционного обучения является использование электронных учебников.
Получение обратной связи от учащихся нашей школы осуществляется посредством использования возможностей интернет-платформы «Mektepеdu.kz». На ней же коллегами осуществляется загрузка разработанных уроков. Анализ качества выполнения заданий позволяет судить о повышении самостоятельности учащихся в процессе овладения нового материала.
На мой взгляд, педагогическое мастерство учителя особенно ярко проявляется в переломные моменты образовательного процесса. От каждого требуется самоотдача, креативность, умение сразу реагировать и разрешать возникающие проблемы. Персональная ответственность каждого из нас неоспорима. Все педагоги стараются повысить эффективность своего урока, найти свой неповторимый творческий подход, инновационные методы и приемы- это и является визитной картой коллектива школы № 12 .
Дистанционное обучение ,по моему мнению, ускорило процесс цифровизации образования в целом. Повышение профессионального мастерства коллектива теперь по достоинству может оценить каждый участник обучения: руководство, родительское, ученическое сообщество.
Обучение в онлайн-режиме требует от родителей активного участия. Хочется выразить слова благодарности им за терпение и понимание. Все чаще от родителей теперь слышатся слова благодарности в адрес педагогов. Активное участие родителей в обучении помогло по достоинству оценить нелегкий педагогический труд учителя. Что стало возможным в формате дистанционного обучения. Работа в онлайн режиме в период карантинных мероприятий еще более сплотило известную триаду «Учитель – Ученик – Родитель».Это именно тот золотой треугольник,в котором все стороны равны, каждая сторона является несущей, главной.И работа в этих непростых условиях сделало его еще крепче.
Полтора месяца назад казахстанское учительство переформатировало свою профессиональную деятельность. Ключевым ориентиром нашего коллектива является по-прежнему высокое качество преподавания. В сжатые сроки нам пришлось кардинальным образом пересмотреть процесс обучения, продумать эффективные формы и методы преподавания, организация обратной связи. Это требовало от нас максимального вложения профессионального опыта, творческого подхода, использование целого методического арсенала, психологической перестройки. Думаю, что нам это удалось. Только благодаря совместной слаженной работе в творческом тандеме возможно получение качественного продукта – знание учащихся, освоение учебного материала в полном объеме. Данная работа будет продолжена нами в последующем.
Тамаша. Өте жақсы жазылған.