Home » статьи » Психолого-педагогическое сопровождение детей классов  коррекции в условиях обучения общеобразовательной школы

Психолого-педагогическое сопровождение детей классов  коррекции в условиях обучения общеобразовательной школы

Бектурганова  Карлыгаш Кемельхановна,
тренер по обновленной программе по предмету
« Русский язык и литература»
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Жамбылской области

      На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Именно поэтому в настоящее время развитие интегрированного инклюзивного образования рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений совершенствования региональной системы образования детей с особыми образовательными потребностями [1]. Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы, которые имеют определенные особенности в развитии.
Проблема оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями является актуальной и в нашей школе. Для  детей, которым трудно обучаться в связи с отставанием в развитии, с имеющимися проблемами со  здоровьем в нашей школе открываются специальные классы коррекции для обучения и воспитания детей с такими диагнозами, как задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, с сопутствующими заболеваниями  в соматическом и нервно-психическом здоровье. Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. Большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально — волевой сферы и поведения. Поэтому возникла необходимость разработки вопросов обучения и развития школьников с задержкой психического развития при открытии на базе «Средняя школа №9» классов коррекции для детей данной категории. Так, на базе нашей школы в 2016 году был открыт первый класс для учащихся с особыми образовательными потребностями. В текущем 2019 — 2020 учебном году   в нашей школе функционируют 4 коррекционных класса для детей с особыми образовательными потребностями: на параллели первых, вторых, третьих и четвертых классов. Всего 47 учащихся. Практически все ребята обучаются в школе с первого класса, 9 учащихся перешли из классов предшкольной подготовки, остальные шестилетки перешли из других общеобразовательных школ нашего города. Прием детей в коррекционные классы осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Ребята пребывают в комфортном психологическом климате с наполняемостью 11- 12 учащихся. С данной категорией детей работают все специалисты социально-психологической службы нашей школы: педагоги-психологи, логопед, социальный педагог, школьный фельдшер. Основное назначение таких классов заключено в социальной адаптации учащихся и их интеграции в обществе. Включение детей и классов коррекции в среду нормально развивающихся учащихся требует значительных изменений в организации процесса обучения, необходимости обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода обучения в условиях общеобразовательной школы.
Система работы в классах коррекции направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоления негативных особенностей эмоционально – личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.  Дети данной категории требуют специального подхода к их обучению, развитию, воспитанию, особых педагогических условий при организации учебной и воспитательной деятельности за счет реализации психолого-педагогического сопровождения. Психолого – педагогическое сопровождение  специализированная деятельность, обеспечивающая действенную помощь детям с особыми образовательными потребностями, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка; деятельность, призванная гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития [2].
Цель психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Остановимся подробнее на опыте моей работы по оказанию психолого – педагогической помощи, который формировался в процессе реализации следующих этапов:
Диагностический этап, включает в себя первичное и итоговое обследование,  определение особенностей психофизического развития учащихся, уровня познавательных способностей и потенциальных возможностей. Использую в работе диагностический комплект Семаго М.М, Семаго Н.Я. «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей  младшего школьного возраста», «Методика для оценки школьной мотивации», автор  Н.Г.Лусканова, «Исследование школьной тревожности», автор  Филлипс и т.д. Результаты   наблюдений (в начале и конце учебного года) за динамикой и коррекцией психического развития ребенка  сводятся в таблицы по классам.
Коррекционно-развивающий этап. В соответствии с особенностями развития ребенка и решением ПМПК в школе, педагог-психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий [3].
Помимо работы с детьми в классах коррекции, веду консультативную и информационно — просветительскую работу с педагогами, включёнными в психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.  Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразны: занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с особыми образовательными потребностями, организация педагогических консилиумов, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, например: «Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми с особыми образовательными потребностями учебных заданий», «Возрастные и индивидуально-типические особенности учащихся с задержкой психического развития»,  «Развитие познавательных процессов у школьников с задержкой психического развития».
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов школе, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей в форме индивидуальных консультаций [4].   Психологическое консультирование осуществлялось в несколько этапов. Задачей первого этапа являлось установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводился по итогам психологического обследования ребенка, в ходе которого решаются следующие задачи:
информирование родителей о достижениях и успехах ребёнка; о динамике коррекционно-развивающей работы;
получение от родителей информации об особенностях поведения ребёнка дома, об его эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями;
выработка в процессе совместного обсуждения с родителями оптимальной тактики взаимодействия и общения с ребёнком в семье.
Работа с родителями осуществлялась и в форме родительских собраний, лекториев, конференций: «Что такое задержка психического развития?», «Игровые формы и методы развития познавательных способностей у учащихся 1-2 классов», «Внимание младших школьников   коррекционных классов», «Как помочь ребенку учиться?» и т.д. Особый интерес у родителей вызвал семинар – практикум «Детско-родительские отношения как фактор развития личности ребенка». В ходе семинара-практикума раскрыты актуальные проблемы детско-родительских отношений, даны  практические упражнения, и техники семейной психокоррекции, которые родители могут использовать самостоятельно.
Результаты работы по психологическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями классов коррекции в условиях обучения общеобразовательной школы:
В классах коррекции, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями, создана благоприятная атмосфера для комфортного обучения учащихся.
Подобраны методики по диагностике детей с  особыми образовательными потребностями младшего школьного возраста.
С помощью  сочетания различных методик по коррекции развития учебных навыков и психологического состояния учащихся с  особыми образовательными потребностям удалось добиться положительной динамики в этом направлении: снижение личностной и школьной тревожности данной категории детей на 15%, положительная динамика в формировании учебной мотивации  составила 20%, памяти и внимания — 10%. Хочется отметить, дети с особыми образовательными потребностями поют в школьном хоре, посещают кружки на станции юных техников, являются активными участниками  всех общешкольных мероприятий. Значит, цели и задачи, поставленные педагогическим коллективом, позволяют в максимальной степени реализовать потенциальные возможности  детей с особыми образовательными потребностями в сфере социализации и овладения учебными знаниями.

Испoльзoвaннaя литeрaтyрa:

1.Психологическая служба школы.  Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995
2.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998.
3.Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р., Пахомова А.П., Полонская Н.Н. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. — М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
4.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*