Абдуразакова Галина Евгеньевна
учитель начальных классов
КГУ «Школа-гимназия № 118»
г. Алматы
«Период младшего школьного возраста «является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни»»
Б. Т. Лихачев
В условиях развития современного образования особое внимание следует уделять развитию у детей младшего школьного возраста эстетических качеств.
Художественное или эстетическое воспитание формирует у обучающихся положительное отношения к действительности, гармонизирует и развивает духовные способности младших школьников, необходимые в различных областях творчества. Также оно вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует «формированию нравственности школьника, расширяет его познания об окружающем мире, обществе и природе».
Проведенный анализ педагогической и методической литературы показал, что одним из основных средств всестороннего развития младших школьников является искусство. С помощью него можно развивать кругозор, эстетическое отношение, вкус, а также формировать направленность интересов, развивать способность творить. Следует отметить, что искусство учит не только слушать и смотреть, но и «слышать, и видеть, а значит чувствовать».
Исходя из выше сказанного и в связи с переходом на обновленную программу обучения, нами разработан вариант рабочей программы для факультативного курса «Я учусь мыслить» для учащихся 1–4-х классов.
«Я учусь мыслить» – это тщательно продуманная и научно обоснованная программа, в которой имеются определенная последовательность вопросов и специально подобранные произведения искусства казахских, русских и зарубежных авторов.
Восприятие произведения искусства – сложнейший процесс, в котором участвуют эмоции, воображение, память, мышление, ассоциативные механизмы.
На уроках эта стратегия отлично вписывается при работе с иллюстративным материалом.
Применение на практике программы «Я учусь мыслить» позволяет познакомить детей с миром искусства, а также дает возможность практически использовать и совершенствовать навыки мышления и общения.
Попытка отыскать значение и смысл окружающего нас мира – это один из основных инстинктов человека; он это делает постоянно – разглядывает ли простой камень, думает ли о дожде, пытается ли разгадать улыбку или любуется картиной. Но попытка понять искусство приносит самое большое удовлетворение – ведь художники всегда стремятся сказать нам нечто главное – часто такое непонятное, загадочное.
Искусство помогает работать мозгу ребенка особым образом – в нем постоянно переплетаются зрительное восприятие с эмоциями; логическое и рациональное с памятью и воображением; информация со здравым смыслом. И не случайно большинство человеческих цивилизаций на протяжении веков ставили в центр своей системы верований и познания именно искусство.
В нашем современном обществе очень многое зависит от того, насколько четко и понятно люди оказываются в состоянии выразить свои мысли; это умение считается признаком ума и таланта.
Есть и другие причины. Некоторые ученые, работающие в области когнитивного развития, утверждают, что наше мышление облечено в слова, а поэтому мы не в состоянии до конца понять свою же собственную мысль до тех пор, пока не проговорим ее вслух.
Во время обсуждения какой-либо картины, дети используют языковые средства, пытаются найти самые точные слова для её описания, и передать свои мысли и видение. При этом ученики свободно беседуют в кругу себе равных, выражают свои мысли и мнение, слушают других, делятся знаниями и опытом, и эта взаимная помощь и поддержка позволяет им расти и обогащать словарный, лексический запас речи.
Искусство вдохновляет учащихся на беседы и споры, создает особую среду, в которой каждый может чему-то научиться и что-то познать, откровенно и свободно обмениваться мыслями.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Программа рассчитана на 4 года.
Основная цель данной программы:
создание условий для овладения навыками визуальной грамотности;
знакомство с приёмами и методами ведения коллективных дискуссий, которые составляют основу коммуникативной культуры.
Задачи программы:
развитие личности через организацию групповых дискуссий в общении с произведениями искусств;
расширение знаний об окружающем мире и словарного запаса учащихся;
умение выражать свое мнение и работать над развитием критического, творческого мышления;
развитие речи;
умение общаться.
Основные принципы программы
Прежде всего, при обучении детей по этой программе исключается какая-либо информация о художниках или произведениях (пояснение сюжета, времени создания, особенностей образного языка). Это взаимосвязано с другим принципом программы – дать возможность ребенку (начинающему зрителю) использовать все имеющиеся у него способности воспринимать и интерпретировать произведения искусства. Отсутствие какой-либо дополнительной информации вынуждает человека обращаться к собственному опыту.
Программа используется как средство понимания произведения искусства, способствует развитию самостоятельного критического мышления учащихся младшего школьного возраста.
В системе развивающего обучения главным является введение учащихся в ситуацию творческой деятельности, придаётся особое значение эвристическим и исследовательским методам в обучении.
Принципы программы:
- Задайте предусмотренные программой вопросы, и вы сможете вовлечь детей в активный процесс поиска и открытий.
- Внимательно слушайте, что говорят дети, и показывайте, что вы их понимаете: рассматривайте картины вместе с ними, показывайте указкой на те детали, о которых они говорят, и перефразируйте их высказывания.
- Направляйте обсуждения, увязывая между собой схожие мысли и подчёркивая различия между несхожими точками зрения, тем самым, помогая детям составить несколько разных мнений о картине.
- Старайтесь вдохновить ваших учеников на дальнейший поиск и дознание, оставляя во время обсуждения некоторую недосказанность, предлагая детям продолжить подбор информации из внешних источников.
Программа предлагает и позволяет детям рассмотреть произведения искусства, обсудить, что они видят, и привести подтверждения тем выводам, которые они сделают из своих наблюдений.
На занятиях мы добиваемся того, чтобы учащиеся высказали свои мысли как можно более чётко, обходясь при этом без специальной терминологии и предварительной информации. Они должны с разных сторон рассмотреть образ и поспорить о разных возможных трактовках, а процесс визуального мышления будет укреплять их способность анализировать, высказывать, слушать и размышлять.
Программа учит младших школьников:
- наблюдательности;
- критическому и творческому мышлению;
- самовыражению;
- умению слушать;
- групповому взаимодействию.
Курс «Я учусь мыслить» актуален, так как совершенствование всей системы образования в нашей стране направлено на формирование творческой личности, способной постичь всё многообразие окружающей реальности, установить собственную естественную связь с миром, увидеть мир не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может быть в человеческих представлениях и образах.