Home » статьи » Реализация методов и приёмов новых педагогических технологий в учебном процессе

Реализация методов и приёмов новых педагогических технологий в учебном процессе

          В школах Казахстана большие перемены: внедряются новые педагогические методы и приёмы в обучение, постепенно классы переходят на обновлённое содержание образования, пересматриваются программы, всё больше классов с интерактивными досками, выпускаются новые учебники и методические пособия. Учительство Казахстана по-разному относится к этим новшествам в образовании. Молодёжь быстро вникает и использует новое на своих уроках. Учителя старшего поколения, привыкшие к традиционной модели урока, присматриваются к урокам нового формата и постепенно перестраиваются, планируя свои уроки так, чтобы они соответствовали требованиям времени.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей, но вместе с тем, жизнь предъявляет сегодня человеку и жёсткие требования – это высокое качество образования, ответственность, целеустремлённость, коммуникабельность, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения,  прогнозируя их возможные последствия; брать на себя ответственность; быть способными к сотрудничеству; отличаться мобильностью; обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно – основные задачи современной школы. Вопрос о том, каким должен быть современный урок, звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах. На современном уроке могут сочетаться как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нет необходимости отказываться от уже проверенных годами  методов обучения, нужно совместить «новое» с эффективными методами обучения в прошлом. Об уроке написано множество книг, статей, научных работ, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остаётся главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким, результативным? Как увлечь учеников своим предметом?  Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Ответы на эти вопросы многие учителя нашли в применении элементов новых технологий на своих уроках. Новые методы обучения позволяют развить у учащихся : творческие способности, инициативность; умение самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию и обмениваться ею; помогут осмыслить практическое применение знаний, полученных на уроках, в жизни; развивать активное мышление, устную речь учащихся; умение делать выводы, аргументировать свои ответы, отстаивать свою точку зрения, решать проблемы; умение работать в команде, т.е. слышать и принимать мнение товарищей, приходить на помощь друг другу в затруднительной ситуации.

Современный урок требует от каждого учителя серьёзной подготовки, уходит очень много времени на поиск нужного материала и информации для урока. Самым трудным для учителей было пересмотреть роль учителя в учебном процессе, когда из учителя-солиста, он становится учителем-дирижёром. Задача современного учителя сводится к тому, что он должен обеспечить на уроке такую деятельность, через которую ученики будут сами открывать путь к познанию нового.

Традиционная формальная передача знаний от учителя ученику отходит на второй план. Сегодня важно научить ученика учиться, добывать информацию самостоятельно, используя все разнообразные возможности и источники информации. Повышение эффективности обучения не происходит само по себе с внедрением новых технологий в обучение, с приобретением новых учебников, методических пособий, интерактивной доски и т.п. Должен пересмотреть свою роль на уроке каждый учитель. А это совсем непросто. Часто возникает у педагога желание самому всё рассказать (как было раньше на традиционном уроке), хочется исправить, дополнить ответ ученика, особенно в те моменты, когда ученик путается в ответе, говорит совсем не то, что хотелось бы услышать учителю. После таких уроков оставалось ощущение неудовлетворённости. Но постепенно мы стали замечать, что глаза детей загораются, когда на уроке применяется какой-нибудь новый метод, как пробуждаются дети со слабой мотивацией, пытаются внести свой вклад в общее дело. Поэтому, каким бы отличным не был учебник, оборудование, успешность работы может быть обеспечена лишь при высоком профессионализме учителя, освоении им новых технологий и осознание своей роли на уроке. Умение грамотно строить урок, качественная подготовка учителя к уроку, применение новых методов в обучении – залог успешного урока.

В школьном образовании существует очень много методов обучения. У каждого учителя свой набор методов. Современный урок необходимо строить так, чтобы ученики взаимодействовали не только с учителем, но и друг с другом. В этом помогает работа в группах. Здесь ребята учатся критически мыслить, принимать продуманные решения, дискутировать, сравнивать и сопоставлять свою точку зрения с мнением других участников группы. Сначала в группах активно работали только сильные в учёбе ученики. Они перехватывали инициативу у других участников группы, желая ответить на вопросы и выполнить правильно задания, чтобы не подвести группу и получить положительную оценку. Остальных ребят эта ситуация устраивала, и они отмалчивались, боясь отвечать перед всем классом, особенно, если не были уверены в правильности ответа. Со временем, чтобы вовлечь в процесс обучения всех учащихся, учителя стали составлять задания по-другому, чтобы задействовать всех членов группы. В группах стали распределяться роли и обязанности, так все ребята были вовлечены в работу и старались достойно выполнить свою часть задания. Заметила, что чаще других учителя используют на своих уроках приёмы технологии развития критического мышления. Многим нравится модель данной технологии, которая включает следующие этапы: вызов – осмысление – рефлексию и предполагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения урока. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых и в учёбе, и в обычной жизни (умение принимать обдуманные решения, решать проблемы, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).                                                                    

          «Стадия вызова» (побуждение) на каждом уроке обязательна. На данной стадии  используются следующие приёмы: «Верные-неверные утверждения», «Да-нетка», «Корзина идей», «Кластеры», «Шаг за шагом», «Тонкие и толстые вопросы», «Ромашка вопросов (Блума)», «Верите ли вы?», «Прогнозирование по ключевым словам», «Лови ошибку», «Таблица ЗХУ», «Ассоциации», «Мозговой штурм», «Синквейн», «Взаимоопрос», «Своя игра», «» и др

Вторая стадия урока, построенного по технологии критического мышления, — осмысление (поиск ответов). Её главная задача – активное получение информации, соотнесение нового материала с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. И целесообразно предложить работу с текстом. На данном этапе учителями используются  такие приёмы, как чтение текста методом «ИНСЕРТ», «Сводная таблица», «Чтение с остановками», «Шесть шляп», «Слепая таблица», «Письмо по кругу», «Кубик Блума», «Фишбоун», «Логические цепочки», «Бортовой журнал», «Джигсо», «Займи позицию», «Ажурная пила» и др.                                                                           

          Стадия рефлексии (размышление) — завершающая стадия урока по технологии развития критического мышления. Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации, выяснение уровня усвоения темы, целостное осмысление того, что изучали на уроке, обобщение полученной информации. На данном этапе урока используются такие приёмы как «Перекрёстная дискуссия», «Горячий стул», «Синквейн», «Кластер», «Незаконченное предложение», «Написание эссе», «Микрофон», «Телеграмма» и др.

Приведу пример групповой работы на уроке литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе. Класс разбивается на группы. Каждая группа является экспертами     в определённой области:

1 группа — «Историки». Рассказать об исторической основе повести, о прототипах героев.

2 группа — «Аналитики». Проанализировать эпизод повести «Казнь защитников Белогорской крепости». Что же главное в этой сцене? (Помилование Гринёва). Почему Пугачёв пощадил.

Гринёва? (Не только тулуп и стакан вина, а и проявление сердечности и доброты. Пугачёв понимает, что перед ним ещё неопытный юноша, которого не за что губить.)

3 группа — «Художники». Проиллюстрировать понравившийся эпизод повести (или создать иллюстрацию к обложке книги).4 группа — «Паспортисты». Дать характеристику любого героя, создать «паспорт литературного героя» (по плану).5 группа — «Корректоры». Восстановить правильный порядок событий (карточка с нарушенным порядком событий повести).

6 группа — «Исследователи». Прочитать эпизоды встреч Гринёва с Пугачёвым. Дать ответ на вопросы: Какое влияние оказали на Гринёва встречи с Пугачёвым? Изменились ли его прежние взгляды на Пугачёва и крестьянское восстание? 7 группа — «Артисты». Инсценировка эпизода дуэли (или на выбор учащихся).8 группа — «Контролёры». Подобрать материал для проверки знаний по изучаемой теме.

Когда распределены роли в группе и каждый ученик чётко знает, что он конкретно должен делать, работа становится результативной. Ученики чувствуют ответственность и стараются не подвести остальных.  Метод «Шесть шляп» на уроке в 10 классе по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой произведения – Родион Раскольников, совершивший тяжкое преступление. Задача: с помощью метода «Шесть шляп» охарактеризовать образ главного героя с шести разных позиций.

Белая шляпа (факты): Родион Раскольников – молодой человек, снимает каморку в Петербурге, беден, выгнали из университета, есть мать и сестра, замышляет и совершает преступление, раскаивается, признаётся в преступлении, отбывает наказание. 

 Жёлтая шляпа (хорошее): красив, умён, добрый и заботливый с родными, сочувствует Мармеладову, любит Соню, мучается и раскаивается. 

Чёрная шляпа (плохое): опасный человек, страшна его теория «право имеющего», совершил два убийства, не сразу признался в преступлении; если один раз убил, то может ещё раз пойти на преступление; Красная шляпа (чувства): испытываю чувства жалости и сострадания к  Раскольникову,  возникает желание как-то помочь этому страдающему от нужды и безысходности положения человеку. Зелёная шляпа (творческий подход): если была бы возможность, то я предложила бы Раскольникову попробовать поискать другие пути выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации, найти способы заработать деньги.  Синяя шляпа (выводы): Убийство человека – это страшный грех. Раскольников обрёл покой только после того, как раскаялся и понёс наказание. Нельзя свои проблемы решать, совершая преступление. За преступлением обязательно последует наказание. Совесть- главный судья человека.

Новые подходы в обучении помогут изменить существующую долгие годы модель урока (когда учитель объясняет, а ученик слушает), повысят мотивацию учащихся, позволят вовлечь в содержание урока как можно больше учащихся класса.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, даёт рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Чтобы процесс введения новых образовательных технологий протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого не может быть современного урока.

 

Пенькова С.В.,

учитель русского языка и литературы

ОСШ имени И.Кенесбаева

        Туркестанской области

        Созакского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*