Касымова Л.Н., к.с.н.,
ассоциированный профессор,
Нургалиева А.Ж., м.п.н., ассистент профессора,
Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия,
Республика Казахстан, г. Алматы;
В ХХI веке образование является главным направлением в развитии и одной из самых быстро развивающихся областей общества. Образование как система – это уникальный социальный институт, призванный раскрывать и развивать социо-гуманитарные, творческие способности личности; социально-значимые идеалы, конструирующие будущее общество.
Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. По сути, страны конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования.
Система высшего образования Республики Казахстан стремится к так называемым “мировым стандартам”, вырабатываемым мировой наукой и техникой. Образование становится неотъемлемым компонентом повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях. Сегодня в приоритете новые требования – инновационное образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, научные исследования, тесная связь обучения с потребителями промышленности и экономики.
Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свою историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды.
Учитывая особенность эпохи глобализации и информации, роль социо-гуманитарных дисциплин в системе образования возрастает. На эти цели направлена и программа «Рухани жаңғыру», которая была разработана на основе положений статьи Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая опубликована 12 апреля 2017 года.
В своей стратегической статье он особо подчеркнул, что в системе приоритетов молодежи образование должно стать первым номером.
При этом, учитывая особенность эпохи глобализации и информации, Елбасы специально выделил роль социо-гуманитарных дисциплин в системе образования «Мы должны создавать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее».
В Казахской головной архитектурно-строительной академии (КазГАСА) социо-гуманитарным дисциплинам отводят особую роль. Если в некоторых вузах и факультетах технического и естественно-научного профиля многие дисциплины социо-гуманитарных наук попали в разряд элективных, по ним сокращены учебные часы, то в отличие от них, в КазГАСА существует давняя традиция готовить не узко ориентированных инженеров, а специалистов с современным научным мировоззрением, понимающих современность, и нацеленных в будущее.
Также в академии работает центр «Эдукологии», который регулярно проводит социологические опросы и психологические тестирования. Социологические опросы проводят на самые разные темы жизни студентов и преподавателей. Благодаря пожеланиям и предложениям студентов наша академия постоянно совершенствуется и развивается.
При факультете общеобразовательных дисциплин работает много студенческих клубов, в том числе клуб «Мнение студента», который регулярно проводит исследования силами самих студентов. Таким образом, студенты практически осваивают предмет «Социология», и участвуют одновременно в научной работе.
В Академии большое и особое внимание уделяется качеству образования. Для изучения этой проблемы используется метод образовательного мониторинга. С помощью него можно осуществить систематическое наблюдение, проанализировать и оценить вектор развития образования, также прогнозировать состояние и динамику результатов.
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности системы образования, а также об удовлетворенности учащихся процессом обучения, другими спектрами студенческой жизни, особенно ее внутренний духовный мир.
Известно, что образовательный процесс в настоящее время уже не сводится лишь к восприятию информации, полученной от преподавателя, и ее усвоению, а является личностно-ориентированным.
Учебный процесс должен затрагивать ум и чувство студента, не оставляя его быть равнодушным. Он сам должен искать ответы на вопросы, встречающиеся как в повседневной жизни, так и носящие глобальный характер. Для этого ему потребуется основываться не только на свой опыт, но искать новую информацию. Вместо пассивного получения информации студенты должны будут сами ее добывать, под руководством своего преподавателя. Студенты принимают участие во многих видах практической деятельности, а заодно и показывают свои знания. Требование времени к обучению не как запоминанию информации, а как к исследованию. Каждый проект для студента является своеобразным открытием, где есть конкретный его личностный вклад.
Работая над научными проектами, студенты в групповом формате учатся сотрудничать друг с другом. Общество сегодня очень мобильное, интернет дает возможность сотрудничать людьми со всех континентов. Поэтому участие в групповом научно-исследовательском проекте является той площадкой, которая закладывает фундамент групповому сотрудничеству. Сотрудничество должно носить поступательный, динамичный характер. Студенты должны научиться распознавать возможности и способности, которые каждый человек может привнести в проект, и меняться ролями, в зависимости от данных атрибутов.
Студенты, выступая на семинарах, на студенческих конференциях со своими проектами получают неоценимый опыт в оттачивании ораторского мастерства, оценивания своих возможности перед публикой, нахождения партнеров по научным интересам.
Клуб «Мнение студента» ежегодно привлекает в свои ряды наиболее активных студентов, желающих заниматься исследовательской работой. Они ежегодно принимают участие на международных студенческих конференциях. Так, например, в Казахстанском филиале МГУ им. М.Ломоносова в Астане, Университете им. Сулеймана Демиреля (г.Каскелен) и в самой академии, они стали победителями с такими темами как «Проблемы качества образования в КазГАСА (мониторинг глазами студентов)», ««Особенности религиозности современной молодежи (на примере студентов КазГАСА)», «Уят-феномен». Это окрыляет их и закладывает прочный фундамент веры в свои творческие силы. Так они познают себя и, через это глубже познают мир и будущее как активные личности.
Социо-гуманитарные дисциплины способствует пониманию студенту самих себя, и умению применять полученные знания в жизни. В занятиях нет большого проку, если они никак не влияют на жизнь студентов вне стен учебного заведения.
Один из героев романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок или дольше века длится день» Сабитжан, много читал, имеет высшее образование, может говорить на любую тему, но как заключает главный герой Едыге, «человек с него не получился». Не сохранил он свою идентичность, духовный код предков. Однозначно, мы не должны формировать таких студентов.
Сегодня студенты, вооружившись технологиями и интернетом, способны на многое. При этом, они не должны терять своей духовности.
В настоящее время, когда мир виртуальный заслоняет реальный мир людей очень важно студентам самим исследовать свою повседневную жизнь, свой внутренний мир, свое общество, общество реальных живых людей со всеми их нелегкими проблемами, на которые, возможно нет сейчас ответа.
Познав этот мир, можно уверенно отправиться в мир большой, ибо они в процессе обучения выработали иммунитет защиты, со своей духовной идентичностью.
И один из ведущих вузов Казахстана – Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия (КазГАСА) — дает такую возможность студентам.