Home » статьи » Пути развития познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Пути развития познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Бакчакова Маржангуль Жакишевна.
учитель начальных классов
Общеобразовательная школа  № 1 имени Р.Кошкарбаева
Акмолинская область г.Косшы

Пути развития познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Одно из главных требований на данный момент – превратить маленького  человечка в творческую личность, способную воспринимать весь мир, имеющую развитое логическое мышление, умеющую мыслить самостоятельно.

Основными целями образовательного процесса в школе являются формирование у ребенка способности мыслить при усвоении знаний, тем самым активизируя познавательную деятельность и воспитывая всестороннюю личность.

Целью образования является не только воспитание учащихся, но и развитие и активизация их мыслительных способностей, что является необходимым условием приобретения учащимися знаний и умений, подготовки учащихся к познавательной и практической деятельности в будущем.

Мышление — это процесс, в котором истина освещает мир со всеми его взаимосвязями и обычно и косвенно представляется в нашем мозгу словами.

По словам М. Жумабаева о развитии детского мышления: «Мышление – очень трудное и глубокое дело души. Думать — это слишком много для маленького ребенка, поэтому действовать придется быстро. Задания и картинки в учебнике должны хорошо влиять на душу ребенка, а у ученика должен быть энтузиазм и стремление к учебе и образованию»Только если учебный материал организован с учетом возрастных особенностей детей, способность мышление  будет развиваться. Вот почему педагог всегда должен направлять детей на размышление и учебу, этого можно добиться, систематически организуя учебный процесс, широко используя возможности, позволяющие правильно развивать логику ребенка на уроке. Наука о формах и законах правильного мышления называется логикой, а процесс получения выводов, основанных на объективных мнениях, — логическим мышлением. Особенностью логического мышления является логичность выводов, их соответствие действительности. Объясняются логические явления, без ошибок определяются причины и следствия. Связи и отношения между понятиями раскрываются посредством логического мышления.

В комментариях нельзя отрицать правильность этих связей и отношений. Психологи – ученые: Н.Н. Поспелов, Ю. А. Петров, А. Н. Леонтьев дали четкое определение понятия «логическое мышление». По их мнению, «логическое мышление» — это тип мышления, основанный на использовании идей и выводов с использованием законов логики.

«Логическое мышление — основа логической речи, и эту — логическую речь должен развивать учитель», — показал К. Д. Ушинский .

Основа независимой страны – образованное поколение, стержень цивилизации – образование, наука, образование, и начало всего этого – начальная школа. И главная задача начального образования– обеспечить первоначальное формирование личности ребенка, развить его способности, привить учащемуся благородные качества человечности.

Некоторые исследования объясняют познавательную деятельность ученика как непрерывный процесс обучения, направленный на интеллектуальную и профессиональную подготовку, оптимизацию эффективности обучения и научного уровня преподавания.

Начальная школа считается основным периодом развития логического мышления ребенка. Поскольку логическое мышление в дальнейшем формируется на основе наглядного мышления, оно позволяет приобретать научные знания для решения более широких задач.

Однако это не значит, что ребенка следует направить по логическому «колею» еще раньше. Во-первых, само овладение логическими формами мышления остается совершенно бесполезным до тех пор, пока оно не будет освоено как логически зрелые образные формы мышления. Развитое наглядно-схематическое мышление подводит ребенка к порогу логики. Во-вторых, после овладения логическим мышлением образное мышление не теряет своего значения.

Родной язык – предмет, занимающий особое место в содержании начального школьного образования. Изучение родного языка – это не только понимание и овладение словами, изучение и запоминание их, знание их системы и законов изменения, но наряду с изучением языка ребенок усваивает еще и бесчисленное множество понятий, мыслей, чувств, красивых закономерностей, систем мышления. Изучая и изучая родной язык, они имеют право повысить статус Казахстана, получить много информации о прошлом, настоящем и будущем своего родного народа, овладеть познавательными, образовательными и воспитательными навыками. Каждый урок предназначен для определенной цели, формируя знания и мировоззрение ученика должно вдохновлять на творчество. Для этого, если учитель достаточно усерден на ежедневном уроке и умело использует новые технологии, урок будет единственным уроком, ориентированным на творчество и обогащающим мир ученика. Эти две добродетели позволяют ученику выбирать метод обучения, учебную работу и типы используемых наглядных пособий с учетом возрастных особенностей ученика, в соответствии с его способностями и энтузиазмом, он достигнет своей цели.

Творческие способности учащихся можно повысить различными методами. Они заключаются в следующем:
1 Обобщить тему по ее содержанию;
2 Создать дискуссию на конкретную тему;
3 Решение задач, заданных играми, развивающими логическое мышление (анаграмма, словесная головоломка, ребус, игры-сборки и т. д.)
4 Сравнивать сходство рассказа, делить его на части, называть;
5 Рисование по воображению, ролевая игра;
6 Характеристика текстовых символов;
7 Составление стихов для развития быстроты мышления и словарного запаса;
8 Самостоятельное завершение текста, сказки, рассказа.

Регулярное использование таких методов оказывает большое влияние на поощрение творческого подхода учащихся, раскрытие способностей учащихся, обогащение языка, обострение воображения и самостоятельных исследований. Раскрыть способности ребенка – значит уделить достаточно внимания развитию ученика в творческом направлении.

Совету Амонашвили учителям также можно следовать. Он говорил: «В педагогическом процессе умение найти язык с ребенком, то есть дать ребенку возможность выразить свои мысли, вкусы и чувства, требует от учителя большого мастерства  В этом отношении, когда движение души ребенка совпадает с движением души учителя, ребенок откроет свой природный талант, а учитель получит возможность увидеть плоды своей творческой энергии. Другими словами, детское творчество сочетается с творчеством учителя. В такой ситуации духовная целостность будет не потеряна ».Занимающийся творчеством, превращается в быстро мыслящего, высокопоставленного гражданина. Помимо родного языка, урок казахского языка также помогает связывать слова, рассказывать истории, писать произведения. Словарная работа, с одной стороны, побуждает ученика к размышлению, с другой, вызывает интерес, повышает творческие способности, побуждает к активности.Эти работы вносят большой вклад в развитие творческих способностей учащихся. Это очень сложный процесс, направленный на то, чтобы побудить учащихся к творчеству, увидеть результаты своей работы и оценить их. Творческие способности учащегося проявляются в процессе его личностного развития. Если творчество как ценностная направленность учащегося не будет сформировано в детском  возрасте, то оно вряд ли будет сформировано в дальнейшем. Основная задача каждого учителя – дать всестороннее образование и образование нынешнему молодому поколению. Поэтому основная цель современного педагогического сообщества – воспитать свободного и всесторонне развитого человека, активного, способного к творческой деятельности во всех сферах жизни. Будет продолжено развитие детского  творчества. Это необходимость, вытекающая из запроса общества. Уровень социально-экономического развития общества зависит от творческих способностей личности в этом обществе. Творческие способности учащихся развиваются через практические действия, любознательность. Уроки, которые учат творчеству, заключаются в использовании новых технологий. На таких уроках поддерживается особая атмосфера для ученика, отношения сотрудничества между учителем и учеником. Учитель не наблюдатель, не оценщик, а инициатор творческой деятельности, организующий познавательную деятельность.

Виды времен, направленные на формирование познавательной любознательности учащихся, разделены на четыре: «познавательное, коммуникативное, творческое методическое».

Очень важно проводить занятия творческого характера для повышения познавательной любознательности учащихся.

Различная учебная деятельность на таких занятиях повышает реальную активность учащихся, учит эффективным способам обучения и мышления, то есть выделяет основные понятия и выводы материала, сравнивает новый материал с прошлым материалом, группирует их в известную систему, учит подготовить такие методы, как составление резюме.

При составлении плана творческих занятий необходимо учитывать направленность творческой деятельности учащихся и учитывать их способности. Мы рассмотрим план и этапы проведения занятий, которые будут стимулировать творческую активность учащихся. Для создания творческого плана урока можно группировать и выбирать уроки, тесно связанные по теме, цели, виду деятельности и результатам. На основании достижений по каждой главе предметных уроков, указанных в общей программе, учащиеся достигают результатов в учебе.

Цель учителя – повышение творческого потенциала учащихся. Учитель входит в состояние ученика, обдумывает его отношение к теме, вносит коррективы в планируемое содержание урока и методы обучения, если это необходимо по проблеме урока.

Учитель знакомится с учебниками, книгами, методическими пособиями и другими материалами по теме урока. Учитель ищет проблемы, которые сильны для него и учеников. Необходимо найти множество материалов по этим вопросам с учетом мнений экспертов.

Для вовлечения учащихся в творческую деятельность, повышения их активности и интереса можно использовать различные методы:

  1. Прочитать рассказ на известную детям тему и представить сюжет, который станет залогом пополнения обучающимися в ином виде;
  2. Начать сюжет рассказа, предложить учащимся закончить его;
  3. Слушайте сказку в группе;
  4. Опишите своих любимых героев;
  5. Рисование по воображению, ролевая игра;
  6. Создайте обсуждение на специальную тему.

Творческие работы могут выполняться в следующем порядке: учитывается цель работы, оригинальное поведение согласно полученным результатам, а также мнения учащихся, на основании полученных результатов провожу церемонию награждения авторов отобранных работ. по итогам защиты работа будет экспонироваться на школьной выставке или опубликована в сборнике творческих работ и т.п.

Творческую работу можно проиллюстрировать по следующему плану:

  1. Тема, ФИО ученика, класс
  2. Актуальность темы.
  3. Основная идея, цель.
  4. Содержание работы, план.
  5. Проблемы, трудности и их решение, возникающие при выполнении работы.
  6. Заключение работы и ее практическая ценность.
  7. Самоанализ и самооценка работы.

По итогам творческого месяца отбираются способные к научной работе учащихся и им вручаются научные работы по определенной теме.

В ходе такой творческой работы к уже известному ученику добавляется новая информация, формируется умение использовать опыт на практике.

Поэтому обучение развитию познавательного творчества учащихся по любому предмету начальной школы пробудит у них интерес к уроку, разовьет их игру, энтузиазм. Если учитель сможет творчески провести урок, если он исчерпывает свои знания, если он постоянно находится в поиске – качество образования будет соответствовать современным требованиям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*