Home » статьи » Развитие навыков аудирования на уроках Английского языка в старших классах

Развитие навыков аудирования на уроках Английского языка в старших классах

Арынова Алтын Жаксылыковна
учитель английского языка
КГУ СОШ № 13 г.Экибастуз

 

Аудирование как ключевой вид речевой рецептивной деятельности иноязычной коммуникации играет важную роль в обучении иностранному языку. Оно является как целью обучения, так и эффективным средством по формированию языковой компетентности школьников. Данный вид деятельности способствует развитию процесса вслушивания в звучащую речь, пониманию речи на слух, которое положительно влияет на развитие памяти ребёнка.[1]

Таким образом, можно отметить, что аудирование как вид речевой деятельности является одним из важных средствв достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и способствует формированию не только лингвистической, но и социокультурной компетенции, что особенно важно в современном поликультурном пространстве.

Как показывает практика, аудирование является одним из трудных видов речевой деятельности, и с ним у обучающихся связано большинство проблем, особенно во время подготовки и проведения государственной итоговой аттестации, суммативных оцениваний за раздел и четверть по английскому языку.

У современных подростков пропускная способность звукового сигнала значительно меньше зрительного, слуховая память у большинства развита хуже зрительной по причине «клиповости» мышления, узости информационного кругозора, бедности лингвистического словарного объема.

Также в процессе обучения иностранному языку возникают трудности, связанные и со смысловым содержанием сообщения, которые непосредственно зависят от заинтересованности обучающего в понимании содержания речи. Трудно и даже невозможно заставить человека, а особенно школьника, внимательно слушать, если содержание ему неинтересно или непонятно.

Основным фактором при обучении аудированию является мотивация. У слушателя должна быть потребность к восприятию на слух.

Рекомендуется, чтобы аудиоматериал был связан с юнитом, который на данный момент изучается в классе, тем самым сокращается время на проработку лексического материала, который введен ранее в рамках разговорной темы, и не прерывается логическая информационная цепочка. При выборе текста для аудирования нужно учитывать уровень подготовки обучающегося, объем звучащего текста. Задача преподавателя — облегчить процесс восприятия, снять всевозможные фонетические, лексические, грамматические трудности еще до момента прослушивания текста.[2]

В своей работе я использую современные цифровые инструменты, веб и медиа ресурсы, платформы для развития и совершенствования аудитивных навыков в средних и старших классах.

В старших классах активно использую цифровую онлайн-платформу https: www.britishcouncil.org, секцию Learn English, содержащую в себе множество полезных учебных материалов и являющуюся эффективным средством по совершенствованию не только навыков аудирования, но и других видов речевой деятельности. Так, при изучении темы «At the chemist» в 11 классе в начале занятия приложение предлагает обучающимся выполнить подготовительные упражнения, направленные на изучение лексических единиц, которые могут встретиться в аудиотексте. Затем обучающимся необходимо прослушать ауидофайл и на этапе проверки уровня восприятия и понимания текста в онлайн — режиме правильно ответить на вопросы с помощью вариантов ответов – Choose the correct option (выбрать правильный вариант) и задание «Put the words in order»(расположить слова в правильном порядке).

Программа автоматически производит проверку правильности выполнения заданий. Соответственно, учащиеся могут оперативно получить результаты своей деятельности и в дальнейшем выстроить самостоятельно индивидуальную траекторию работы над допущенными ошибками. Приложение также дает рекомендации по исправлению недочетов и предлагает выбрать дополнительный курс подготовительных упражнений.

Работа с данным веб-ресурсом дает возможность его использования не только на уроках, но и во внеурочном время, учащиеся могут в любое время использовать и другие возможности приложения – самостоятельно повысить уровень сложности заданий, пополнить активный и пассивный словарный запас, выбрать интересующие темы и тексты для прослушивания, что в дальнейшем способствует автоматизации навыков слушания и понимания иноязычной речи.

Старшеклассникам также предлагаю работать с цифровым ресурсом Cyber Listenig Lab – киберлабораторией, представляющей собой большую коллекцию различных упражнений на совершенствование навыков аудирования, материалы которой разбиты на три категории по уровням сложности и разным лексическим темам. Обучающиеся как в самостоятельной, так и в групповой форме могут работать по предложенным аудиатекстам как в групповом взаимодействии на уроке, так и на удаленном расстоянии друг от друга – дистанционном формате. Такой подход направлен на индивидуализацию и персонификацию обучения, кооперацию в образовательной среде, составление индивидуального маршрута, например, по западающим темам, что отражает ключевые пункты системно-деятельностного подхода по формированию ключевых компетенций 21 века.

Таким образом, активное использование цифровых образовательных и современных медиаресурсов положительно влияют на мотивацию школьников к изучению английского языка, помогают овладеть устной коммуникацией. Аудирование положительно влияет на развитие памяти учащихся, в данном случае, именно на развитии слуховой памяти. А также дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его интонацией и фонемным составом: ритмом, ударением.

Через аудирование происходит усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. Также данный вид речевой деятельности позволяет овладеть говорением, чтением и письмом на более «продвинутом» уровне, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения. [3]

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что аудирование является неотъемлемой частью урока, способствующей формированию коммуникативной компетенции учащихся, способности осуществлять межкультурное общение и взаимодействие.

 

 

Список используемой литературы

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя, — 3-е изд.- М.: АРКТИ, 2004.
  2. Малярова, И. А. Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности. —// Молодой ученый. — 2018. — № 48
  3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи: Практикум. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. https://learnenglish.britishcouncil.org/
  5. https://www.esl-lab.com/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*