Home » статьи » Развитие познавательных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение активных методов обучения

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение активных методов обучения

Калымбетова Айгул Темирбековна
учитель русского языка и литературы
школа-гимназия №7
имени К.И.Сатпаева

Работа школьного учителя-словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение русского языка и литературы интересным и востребованным. Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Но желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у учителя, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Ведь  каждый учитель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Что может предпринять учитель, чтобы на урок каждый ученик шёл, как на праздник, чтобы загорались глаза, пусть от маленьких, но открытий?». Прежде всего использовать на своих уроках активные методы обучения.  Активные методы обучения — это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Динамично помогают начать урок такие методы, как:
-«Добрые пожелания »
-«Улыбнемся друг другу»
Такая работа позволяет создать благоприятный настрой. Очень важным для преподавателя является включение в урок активных методов обучения:
— «Корзина идей»
— «Дерево ожиданий»
— « Фруктовый сад»
Такой вид работы позволяет понять каждого обучающегося, а полученный материал в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода в работе. Очень нравятся ученикам прием «Морфемный конструктор». Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник). Ученики 5- классов любят играть. Например провожу с ними такую игру, как  «Мягкий знак или твердый знак?». Я называю слова, если слово с ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь — то левую. Такие игры можно совместить с физической минуткой. Элементы игры могут присутствовать при выполнении серьёзных заданий, довольно трудных для ребят. На  этапе самостоятельной работы с самопроверкой использую проекты. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна и на этапе  рефлексии.  Например: мини-проект «В мире слов», который заключается в следующем: учащиеся рисуют слова и объясняют их значения. Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера. При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание: они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности. Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями. На этап рефлексии использую приёмы
«Незаконченные предложения».
1.На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..
2.Я думаю, что уроки русского языка проходят……
3.Больше всего на уроках русского языка я люблю….
4.Мне не очень нравится……
5.Если бы я был учителем русского языка, я бы …..
Прием «Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и красного цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; красного цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Прием «Мишень». Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1.Свою деятельность
2.Деятельность учителя
3.Деятельность учащихся.
Применение активных методов обучения позволит нам научить учащихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию, развивать критическое мышление, а также у учащихся появляется интерес к уроку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*