Мурзабекова Жанат Турсуновна
учитель начальных классов
Областной специальной
коррекционной школы-сад
для детей с ЗПР
г.Актобе
Помочь ученику раскрыть и реализовать свои способности его к саморазвитию является основной задачей педагога работающего с детьми с задержкой психического развития. Это является и основной для сотрудничества всех специалистов и учителей. Целью коррекционной работы учителей и специалистов работающих с детьми с задержкой психического развития является исправление психических, физических функций детей с задержкой психического развития, подготовка к жизни и труду. Планировать и проводить обучение и воспитание с учётом психофизических особенностей детей с задержкой психического развития и усвоения способов применение полученных знаний. Каждый учитель в своей практике встречается с разными группами детей: дети с сохранным здоровьем; одарённые дети; дети с нарушением в развитии в различной степени, в том числе и дети-инвалиды. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития. Для таких детей нужны специальные условия обучения, которые помогают решать не только общие задачи коррекции недостатков психического развития. Определение «задержка психического развития» говорит о замедленном темпе развития ребёнка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся интеллектуальные возможности. Существенное значение для коррекционного учебно-воспитательного процесса имеют методы и приёмы обучения с учётом индивидуального подхода к учащимся. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.
В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной,
но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно
с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство коррекционных приёмов на уроках. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, но и повышение их культуры, максимальное развитие их способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей. Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушении органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении: Обучение и развитие детей с задержкой психического развития — это целенаправленный процесс, передачи и усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Коррекционная педагогика занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения детей с ЗПР). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта. Дети с задержкой психического развития затрудняются выражать свои мысли, речь бессвязна, малый словарный запас. Поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на преодоление у детей с задержкой психического развития затруднений в учении, охрану здоровья и коррекцию индивидуальных отклонений в психическом и физическом развитии каждого ребёнка. Поэтому педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития направлена на коррекцию недоразвития познавательных процессов. Основными задачами по коррекции недоразвития познавательных процессов заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых методов и программ, индивидуального подбора учебного материала направленных на коррекцию нарушения функции и стимуляцию психомоторики ребёнка и эмоционально-личностное его развитие. Используя различные методы и технологии по коррекции недоразвития познавательных процессов на уроках математики, я решаю как общие педагогические и общевоспитательные, так и специфически-коррекционные задачи, с учётом специфики развития детей с задержкой психического развития. А в процессе педагогической деятельности я ещё раз убедилась в том, что индивидуальный подбор учебного материала, а так же методов, технологий, приёмов, различных игр-являются одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании детей. Так же они оказывают ведущее воздействие на коррекцию недоразвития познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики. Задержкой психического развития — особый тип аномалий, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. Детям с задержкой психического развития характерно недоразвитие внимания и отклонения в развитии памяти. Данная статья направлена на коррекцию и развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития. Обязательным условием эффективности занятий является формирование позитивной установки у ребёнка, развитие мотивационной основы его деятельности. Таким образом, коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами и методами коррекции. Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. В настоящее время исследования ученых показали, что возможности людей, которых называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коофициент его полезного действия, использовать возможности, которые дала природа, и о существовании которых многие и не подозревают. В последнее время стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Познавательный интерес–направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Это характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым более полным знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учебе. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно ищет. Поэтому поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают активность и направленность. Познавательный интерес – один из главных мотивов учения. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Когда ребенок не хочет заниматься, то приносит массу хлопот и огорчений учителю. Когда ребенок приходит в школу и занимается с удовольствием, то и дело идет по- другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития познавательного интереса не только трудна/,но и практически не возможна. В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Учителя всегда волновал вопрос: как побудить такие мотивы учения, которые лежали бы не во вне, а в самом процессе обучения? Чтобы ученик учился не только ради оценок и похвал, но и потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию своей личности. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Приступая к психологической и педагогической работе с детьми по коррекции недоразвития познавательных процессов на уроках математики, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Учитывая особенности усвоения программного материала, уровень мышления, восприятия, развития каждого ребенка, педагог дает задания разного уровня. Для успешного усвоения программного материала в условиях специальной коррекционной школы, учитель проводит уроки в игровой форме. Для коррекции развития познавательных процессов, навыков у младших школьников с задержкой психического развития, необходимо выполнение следующих условий: избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных навыков стимулировать познавательные навыки многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями) специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения. Для успешной коррекции недоразвития познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка важно знание основ коррекционной педагогики. Знание основ коррекционной педагогики необходимо для создания специальных условий и предпосылок для возможности успешного обучения ребёнка с различными неврологическими, психическими и хроническими соматическими заболеваниями и отклонениями в развитии.
Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребёнка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушение общения, недостаточности высших психических функций, например: пространственных нарушений.
Эффективность коррекционной педагогической работы по коррекции недоразвития познавательных процессов возможна только при систематическом раннем их применении с учётом индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии.
Эффективность коррекции недоразвития познавательных процессов в значительной степени зависит от сотрудничества педагога со специалистами, с родителями, с врачами.
Успех коррекционной работы определяется не только дифференцированностью подхода с учётом специфики отклонений в развитии, соматического, неврологического и психического состояния ребёнка, но и его индивидуальными особенностями, склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что у детей с задержкой психического развития необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.
Наиболее эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается благодаря такому построению обучения, которое направлено на развитие познавательных процессов и творческой активности подростков с задержкой психического развития. Большую роль в этом играют дополнительные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, проводимые педагогом-психологом школы.
При правильном построении коррекционной работы важную роль в развитии учебной мотивации начинает играть уровень сформированности познавательных процессов и успешность обучения подростка. В связи с этим особое значение приобретает использование адекватных форм оценки, результатов, достигаемых детьми. Прежде всего это относится к качественной оценке.
В развитии учебной мотивации подростков с задержкой психического развития большая роль принадлежит эффективной форме взаимодействия учителя-дефектолога, психолога, невропатолога.
В условиях специального коррекционного обучения закономерности развития учебной мотивации младших подростков с задержкой психического развития приближаются к закономерностям, характерным для нормально развивающихся сверстников.
В процессе познавательной работы дети овладевают содержанием первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими математическую действительность и доступными для усвоения в младшем школьном возрасте (формирование представлений о числе и количестве, отношениях, величине, пространстве и способах их познания, измерении и оперировании ими). На основе развёрнутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то, и другое служит фундаментом дальнейшего образования детей.
Ключом коррекционной работы над недоразвитием познавательных процессов на уроках русского языка у младших школьников с задержкой психического развития при реализации учебной программы, является организация целенаправленной, познавательной деятельности. Она включает в себя как в школьном образовательном учреждении, так и в семье.
Далее опишем принципы и задачи коррекционной работы по недоразвитию познавательных процессов. Основным принципом развития познавательных процессов в условиях специальной коррекционной школы является единство организации учебной и обучающей деятельности педагога и школьника на основе дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Другими словами, коррекционная работа по недоразвитию познавательных процессов-это предполагаемая модель педагогического работы. Она даёт возможность создать целостное представление о содержании совместной деятельности педагога и школьника.
При проведении занятий по коррекции недоразвития познавательных процессов у младших школьников с задержкой психического развития следует опираться на сохранные функции и возможности ребёнка, а также придерживаться следующих принцип:
- включение в коррекционно-развивающие занятия, уроки, всех, в том числе детей
с множественными отклонениями, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу; - при оценке динамики продвижения ребёнка не сравнивать его с другими учениками,
а сравнивать с самим собой на предыдущем этапе развития; - создавать для ребёнка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, стремиться к безопасному принятию ребёнка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития;
- корректно и реально оценивая динамику продвижения ребёнка, реально представить себе дальнейшие возможности развития и социальной адаптации ребёнка;
- педагогический прогноз осуществлять на основе углубленного понимания знаний ребёнка, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в каждом ребёнке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.
- При проведении коррекционно-развивающего обучения и воспитания в специальных коррекционных школах важно усиливать и развивать уникальную неповторимость каждого ребёнка, его индивидуальные способности и интересы;
- Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности.
- Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях. Для осуществления развития детей с ЗПР специальная коррекционная школа создает следующие условия:
— обеспечивает длительный пропедевтический период, то есть подготовку учащихся к усвоению общеобразовательных навыков.
Основными задачами развития познавательных процессов являются:
- психолого-педагогическое изучение детей с нарушением психофизического развития
с целью разработки уроков, ИКГЗ (занятий); - определение уровня и особенностей развития познавательной деятельности
(речи, памяти, познания. Работоспособности и других психических функций); - изучение эмоционально-волевого и личностного развития школьника для определения коррекционно-психолого-педагогических мероприятий;
- выбор оптимальных заданий, игр для обучения и развития ученика;
- динамическое наблюдение, внесение изменений психофизического состояния ученика.
Таким образом, обязательным условием эффективности реализации задач-является формирование позитивной установки у ученика, развитие мотивационной основы его деятельности.
Нужно включать систему коррекционно-развивающего обучения, которая предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общей и предметной направленности.
Основной принцип организации коррекционных групповых и индивидуальных занятий
в специальных коррекционных школах компенсирующего обучения – принцип коррекционной направленности – предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение индивидуальных коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включаются в учебные планы специальных коррекционных школах, классах, группах, классах компенсирующего обучения.