Home » Детский сад » Дифференциация [Р] и [Л]

Дифференциация [Р] и [Л]

Открытый урок

индивидуального

логопедического занятия

 

Цель: дифференциация звуков Р и Л

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;

совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;

понимание предложно-падежных конструкций;

развитие фонематического восприятия;

Коррекционноразвивающие:

развитие внимания, мышления, памяти;

формирование навыков словоизменения;

закрепление умения согласовывать слова в предложении;

развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;

формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

формировать навыки самоконтроля.

План урока                                                              

1.Организационный момент

2.Дыхательная гимнастика

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Пальчиковая гимнастика

5.Логопедический профиль

6.Основная часть

7.Физкультминутка

8.Работа в тетради

9.Итог занятия

Ход занятия

  1. Организационный момент

Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

  1. Дыхательная гимнастика.

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Часики»

Тик – так, тик – так – ходят часики – вот так!

Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.

«Качели»

На качелях мы качались, и друг другу улыбались.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 до 5. поочередно менять положение языка 4 – 5 раз.

«Лошадка»

На лошадках по дорожке скачут Аня и Серёжа.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать.

«Побелим потолок»

Будем наводить порядок, маляров возьмем бригаду,

Язычок вверх поднимаем и побелке помогаем.

«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело, на губу варенье село,

Нужно ей язык поднять, чтобы капельку слизать.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

4.Пальчиковая гимнастика

«Апельсин»

Мы делили апельсин соединяем пальцы друг с другом

Много нас, а он один

Эта долька для папули, — большие пальцы стучать друг об друга

Эта долька для мамули, — указательные пальцы стучать друг об друга и т. д.

Эта долька для бабули,

Эта долька для дедули,

Эта долька для меня

Остальное для тебя.

« Моя семья»

Этот пальчик- дедушка-поочередно сгибают пальцы, начиная с большого

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!- хлопают в ладоши.

«Шарик» — пальцы обеих рук соединены друг с другом подушечками пальцев

Я надул упругий шар

Укусил меня комар

Лопнул шар не беда – ладошки прижимаем друг к другу

Новый шар надую я.

«Капуста»

Мы капусту рубим- рубим – движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капусту режем, режем — движения прямыми ладонями вперёд- назад

Мы капусту жмём-жмём – сжимают и разжимают кулаки

Мы капусту солим- солим – имитируем посыпание солью

Мы морковку трём-трём. – потираем кулак о кулак

5.Логопедический профиль

Произнеси звук [Р] твердо и мягко.
Большой тигр рычит р-р-р, а маленький- рь-рь-рь.

Звук [Л]- согласный, звонкий, твёрдый, сонорный.

Упражнение: слегка прикусить язык зубами, и при выдохе произносить звук [А] получится [ЛА]

  1. Основная часть

Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.

Д.: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.

Л.: Какой первый звук во всех названных словах?

Д.: Звук Л.

Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:

Д.: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.

Л.: Какой первый звук во всех этих словах?

Д.: Звук Р.

Л.: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?

Л.: Звук Л – гласный или согласный?

Д.: Звук согласный, мы его не можем пропеть.

Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?

Д.: Язычок упирается в верхние зубы.

Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?

Д. —

Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р — сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.

Л.: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!

Первая лужица:

Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз -когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Перепрыгивайте.

Вторая лужица:

Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Перепрыгивайте.

Третья лужица:

Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.

Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…

Перепрыгивайте.

Четвертая лужица:

Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.

В лесу летают кома…; дети сели за сто…; у нас воздушные ша…; в доме вымою по…

Перепрыгивайте.

Пятая последняя лужица:

Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.

Лак — Рак Лама — Рама Игла — Игра Лука — Рука

Ложки — Рожки Ложь — Рожь Жалко-Жарко

Перепрыгивайте.

7.Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на мысочки встать.

Л.: Пойдемте дальше. Смотрите, мы гуляли по улице и пришли на городской вокзал. Вот и поезд стоит. У него 3 вагончика. Мы должны размесить в вагончиках картинки-слова.

В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.

Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.

В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.

Разместим картинки правильно.

Слова: Рыба, Пирог, Топор.

Ласточка, Акула, Стол.

Л. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Буквы «Р» подчеркните одной чертой, букву «Л» — двумя чертами.

солёные                                               клюква

Золотая                                                 совет

Крупная                                                рыбка

Протёртая                                             помидоры

Кислая                                                  фасоль

Красные                                                смородина

Полезный                                              пузырь

Большой                                                огурцы

Л.: Всё правильно. А теперь попробуем отгадать загадки.

  • Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? ( в середине)
  • Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?
  • Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)
  • Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)
  • Без рук, без ног ползет. (Червяк.)

Л.: Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.

Ватрушка съела старушку.

Рубашка стирает Рому.

Стол поставили на лампу.

На белке сидит ёлка.

Бревно ползет по муравью.

  1. Работа в тетради

9.Итог занятия.

Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?

 

С.Н. Давыдкова,

учитель – логопед,

ОСШ № 39 им. М. ЖУМАБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*