Уразбаева Бахтигул Кушбаевна
Преподаватель русского языка и литературы
школы -лицея имени Каныша Сатпаева,
Казыгуртского района, Туркестанской области
Формирование навыков слушания и говорения на уроках русского языка
Слушание и говорение – это процессы, из которых состоит наше вербальное общение. Мы соглашаемся с тем, что общение – это разговор, и человека, который много молчит, считаем необщительным. Но на самом деле отличным собеседником считается тот человек, который умеет слушать. Это совершенно различное: слушаем мы нашего собеседника или слышим. Вникать в то, что говорят, воспринимать сообщение, вдумываться в слова собеседника, уметь анализировать его состояние и причины, которые толкнули его на это высказывание, — это и есть эффективное слушание. Следовательно, значение процесса слушания, а также говорения, в учебной деятельности школьников огромно. От того, как ученик понимает воспринятую информацию, зависит усвоение материала не только по русскому языку, но и по другим предметам. В современной методике преподавания русского языка основной акцент делается на целенаправленное и систематическое обучение слушанию и говорению как видам речевой и учебной деятельности. Особое внимание в новой программе уделяется речевой культуре ученика. Ранее программы информировали учащихся о языке, классификации языковых уровней и, конечно же, грамматике языка. При этом функциональное назначение языка учитывалось слабо. Обновлённая же программа позволяет развивать дискурсивную компетенцию школьника. Так как воспитание граждан, способных эффективно сотрудничать в различных обществах, является одной из целей новой программы предмета русский язык, необходимо развивать навыки общения, создавать среду, где учащиеся смогут смело, уверенно, доказательно выразить свое мнение. Поэтому в связи с этим огромное значение в работе учителя предметов гуманитарного направления отведено развитию навыков слушания и говорения. Слушание – это мыслительная деятельность, которая связана с восприятием, пониманием и переработкой информации, содержащейся в устном сообщении. Первый этап- это предтекстовый, который направлен на преодоление лингвистических трудностей, понимание проблемы текста, развитию навыков прогнозирования. Выделяют следующие виды предтекстовой работы:
- работа с новыми словами и с наиболее сложными грамматическими структурами;
- графическое, словесное отображение ассоциаций;
- выборочное аудирование фрагментов текста с выполнением задания.
Второй этап – текстовый, который включает прослушивание всего текста. На этом этапе используются следующие виды работ:
заполнение таблицы;
заполнение пропусков в тексте;
визуальный диктант;
установление правильной последовательности;
тест;
озаглавливание абзацев;
перефразирование.
Третий этап – послетекстовый, который необходим для проверки полноты и точности содержания. На этом этапе можно использовать следующие задания:
нахождение соответствий между иллюстрациями, картинками, заголовками;
придумывание продолжения рассказа;
составление диалога по теме текста.
Очень важно правильно отобрать материал для слушания. Два из главных требования – это текст должен быть доступным, интересным, соответствующим возрасту детей, также развивать функциональную грамотность учащихся; в тексте должна содержаться полезная информация, которую они смогут применить в жизни. Немаловажным фактом является то, что тексты должны представлять разные формы речи (диалогическую, монологическую и диалого-монологическую. Говорение – вид речевой деятельности, который совместно с аудированием осуществляет устно-речевое общение. Говорение – это форма устного общения, способствующая обмену информацией, осуществляемому средствами языка, устанавливающая контакт и взаимопонимание, оказывающая воздействие на собеседника. Во — вторых, грамотно отобранные тексты содержат в себе нужную информацию и поэтому предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся. В-третьих, тексты различных жанров являются образцом для подражания и основой для составления собственных высказываний. Второй путь предлагает развитие навыков без опоры на текст. Это направление можно применять в следующих случаях:
— на среднем и старших этапах обучения, так как на этих этапах предполагается достаточно высокий языковой уровень знаний по обсуждаемой теме. Монологическая речь может строится на основе многих текстов. Следовательно, в данном случае целесообразно использовать межпредметные связи;
— для того чтобы монологическая речь достигла желаемого уровня, учитель должен быть уверен, что у учащихся есть достаточный информационный запас слов по данной теме, уровень языка достаточен для обсуждения данной темы, в речевом запасе учащихся имеется достаточно средств для реализации речевых функций, учащиеся в полной мере владеют речевыми умениями. Современная образовательная программа дает возможность учащимся всесторонне развивать устную речь. Во-первых, пополнять словарный запас, во-вторых, пересказывать и анализировать прослушанный текст, в-третьих, выступать с монологическим высказыванием, в-четвертых, принимать участие в диалоге, в-пятых, оценивать устное высказывание. Огромным плюсом программы является то, что учащиеся на уроках русского языка получают знания из разных областей науки и искусства, учатся поддерживать беседу на различные темы, высказывать свое мнение и, несомненно, формировать свой собственный стиль речи. Успех в данном случае будет зависеть от усилий и желаний самого ученика, а задача учителя – поддерживать его в стремлении, ясно формулировать мысль, правильно строить предложения, внятно и выразительно произносить слова.