Батырбаева Дарига Калдыбаевна,
преподаватель русского языка и литературы,
школы -лицея имени К.Сатпаева, Казыгуртского района,
Туркестанской области
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Русский язык и литература является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования. Анализ состояния преподавания русского языка и литературы показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи. Анализ устного собеседования, итоговых сочинений, творческих работ на государственных экзаменах показывает беспомощность школьников в выражении своих мыслей, неумение грамматически правильно строить предложения, соблюдать языковые нормы. Теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений. Если раньше на уроках учитель старался уделять внимание накоплению знаний по предмету, систематизации изученного материала, формированию основных орфографических и пунктуационных навыков, то теперь нельзя ограничиваться академическими целями. Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни: умел ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Функциональная грамотность – это не только и не столько правописные навыки; это способность человека вступать в отноше¬ния с внешней средой, адаптироваться и функционировать в ней. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и литературы, помимо качественного преподавания своего предмета, хорошей подготовки к выпускным экзаменам, является формирование функциональной грамотности, прежде всего читательской грамотности. Её цель — нахождение информации для решения конкретной задачи.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
— поиск информации;
— поиск информации;
— применение информации для решения своих задач.
Учитель русского языка должен вырабатывать у учащихся умение понимать текст, а именно: выявлять общий смысл, определять позицию автора и уметь выстроить плановую структуру текста. Писать изложения с последую¬щей отработкой приемов свертывания и развертывания текста, писать конспекты. Выстраивать выступления с опорой на прочитанный текст, формулировать свою мысль, логично излагать содержание. Уметь сопоставить одно языковое явление с другим, понимать и интерпретировать фразеологиче-ские обороты и крылатые выражения. Моделирование в рамках класс¬ного урока полемик на определенную тему с возможностью от¬стаивать свою позицию, привлекая для подкрепления нужную аргументацию. Особое внимание стоит уделять правильному восприятию, интерпретации речи собеседника в разных языко¬вых ситуациях и при различном стилистическом окрашивании. В формировании устной речи следует обратить внимание на такую форму подготовки как доклад на заданную тему. Следует отрабатывать на уроках разные виды пересказа, развить навык понимания средств массовой информации. Ознакомить с разными формами выступления. Все эти умения и навыки функциональны и будут востребованы в дальнейшей жизни. Рассмотрим некоторые аспекты повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы. Если проанализировать учебники русского языка, изданные в последние годы, можно обнаружить, что они соответствуют как новым стандартам, так и актуальным задачам современности: формированию функциональной грамотности. Заданий, упражнений чисто теоретического, репродуктивного характера значительно меньше, чем в прежних изданиях. Задания учебников помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации, они практико — ориентированны, направлены на развитие различных практических навыков.
Например, в учебниках создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:
Анализируем текст
Как составить план текста
Как составить тезисы к тексту
Как написать конспект
Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета. Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах, что дополнительно развивает коммуникативные навыки, умение сотрудничать. В учебниках много заданий, направленных на самостоятельную работу, поиск ответа в Интернете, формирующих умение рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Подобрано множество упражнений творческого характера. Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности детей учебники по русскому языку и литературе предлагают задания, развивающие не только креативное мышление, но и глобальные компетенции: обращение к региональным традициям, истории родного края или страны, исследовательской деятельности ученика, интернет-проектам. На уроках также должны демонстрироваться тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с рисунками и репродукциями, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими «несплошными» текстами крайне важна для старшеклассников. Таким образом, учебники последнего поколения помогают формировать навыки критического мышления, понимать любые, сплошные и «несплошные» тексты, извлекать нужную информацию, оценивать её; развивать коммуникативные и творческие навыки. Что касается изменения методики преподавания, то за последние десятилетия в практику школы пришло и прижилось в ней много новых технологий, методов, приёмов. Они активно используются и учителями-словесниками.
Современные образовательные технологии:
- Технология проблемного обучения
- Технология критического мышления
- Уровневая дифференциация обучения
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Именно благодаря компьютерным технологиям существенно повышается интерес учащихся к предмету, активизируется мыслительная деятельность, а значит, формируется их функциональная грамотность. Текстовые технологии – это разработка с помощью компьютера рабочих программ, конспектов уроков, сценариев внеурочных мероприятий, дидактических материалов, тестов, наглядных материалов, разработка презентаций по различным темам и т.п. Учащиеся также вовлекаются в работу с компьютером, им это нравится, например, они делают презентации по интересующим их темам, подбирают иллюстрации, строят схемы к обобщающим темам русского языка и литературы, пишут доклады, рефераты и т.п. На уроках нередко используется звукозапись. Часто используются презентации, помогающие наглядно представить места, связанные с жизнью и творчеством писателей, поэтов, узнать о жизни легендарных героев произведений. Таким образом, на уроках русского языка и литературы учитель должен и может развивать функциональную грамотность учащихся, используя материалы учебников последнего поколения, применяя различные современные технологии и методики.