Асанова Гайни Мукатаевна
Средняя общеобразовательная школа имени Ю.А.Гагарина
учитель английского языка
Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству.
У. Джеймс
Современный наш мир похож на поезд, который мчится по рельсам времени быстро. Меняются все вокруг: школы, мы учителя, наши дети, то есть учащиеся. Сейчас, когда в системе казахстанского образования идут кардинальные изменения очень важным для нас учителей является внедрение инновационных педагогических методов обучения на своих уроках, в том числе и применение технологий критериального оценивания. Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, то есть оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности. Критериальный подход к оцениванию учащихся считается более объективной, точной и валидной. Почему? Потому что оценивание с помощью критериев стимулирует учащихся к более качественному выполнению учебных заданий, содействует углублению и расширению знаний, тем самым поднимает уровень мыслительных навыков и оказывает влияние на психические процессы учащихся. Кроме того, система критериального оценивания учебных достижений обучающихся основана на том, что преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и обеспечивают единый подход к организации учебного процесса. Это предполагает теоретическое обоснование и установление взаимосвязи между всеми элементами оценивания (цели обучения, виды, инструменты и результаты оценивания), показывает практическую значимость и преимущество данного подхода, так как: — оценивается только работа учащегося, а не его личность; — работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее; — оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей; — учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей; — повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению. Оценивание – необходимый компонент образовательного процесса, представляющий собой сбор и анализ информации об успеваемости учащихся на текущих и итоговых стадиях обучения. Подходы к оцениванию могут отличаться в зависимости от содержания предмета и вида критериального оценивания. Формативное оценивание играет большую роль в развитии учащегося, поэтому оно должно быть ясным, кратким и мотивирующим к дальнейшему обучению. Суммативное оценивание, данный вид оценивания принимает форму наблюдения в реальной рабочей среде, самостоятельно выполняемого учеником письменного задания, теста, экзамена или проекта. Любая суммативная работа учащегося выполняется без участия кого -либо и оценивается согласно поставленным целям обучения и критериям оценивания. Критериальный подход к оцениванию достижений учащихся позволяет сравнить достижения обучающихся с объемом знаний, который подлежит усвоению на определенном этапе обучения, поскольку учитель должен оценить, какие учебные цели ученик смог усвоить, а какие необходимо доработать. Таким образом, оценивается индивидуальный маршрут обучения или учебные достижения обучающихся.
Критериальная система оценивания реализуется согласно следующим принципам:
1.Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.
2.Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Валидность предполагает конкретные действия процесса оценивания, поэтому необходимо выбрать точный инструмент оценивания, то есть задание или упражнение для оценивания, которое показало бы учителю, что ученик овладел необходимыми знаниями, умениями/навыками, ценностями.
3.Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.
4.Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.
5.Направленность на развитие. Оценивание инициирует и определяет направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся. Как и когда необходимо сообщить учащимся «что» и «как» будет оцениваться? Возможна ли разработка критериев оценивания и процесса оценивания совместно с учащимися?
На своих уроках я использую критериальное оценивание для того, чтобы:
— создать условия для самостоятельной работы;
— обозначить ориентиры для учебного процесса;
-сделать процесс оценивания объективным, прозрачным и последовательным;
— облегчить процесс оценивания прогресса учащихся.
Ведь совместная деятельность учителя и ученика для улучшения результатов обучения, способствует формированию умения учащихся самостоятельно оценивать свои знания и корректировать процесс обучения с учётом результатов.Особое внимание надо уделять разработке критериев оценивания совместно с учащимися. Необходимо работать над объективностью само -оценивания, чтобы каждый ученик чувствовал ответственность за процесс своего познания и взаимооценивание, чтобы учащиеся умели выделять сильные и слабые стороны других и могли анализировать свою деятельность. Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа «Я еще не все сделал?».
Практическая значимость:
— Оценивается только работа учащегося;
— Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
— Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
-Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей. Критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.