Home » статьи » Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста


 Лёвина Людмила Юрьевна
воспитатель ГККП «Ясли-сада «Арман»
 с. Бурлин Бурлинский район ЗКО

Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста
из личного опыта)

Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру — учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский 

 Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В рамках  ГОСО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие»Старший дошкольник должен быть сориентирован на:

  1. Патриотизм — любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родному городу и природе родного края; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
Принимая во внимание тот факт, что нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, передо мной остро встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время.
Важное значение в воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками.
Чтобы начать работу по формированию патриотических качеств, надо чётко понимать преимущества патриотизма:

  • Патриотизм это радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм это ответственность – за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей страны.
  • Патриотизм это уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Свою работу в детском саду я строю по блокам:
Блок: -«Моя семья»
— большое значение имеют семейные экскурсии по родному селу. Итоги могут быть выражены в фотовыставке. На данную тематику провожу беседы на тему: «Наша дружная семья», «Семья и родной дом», «Мой папа», «Бабушка и дедушка в семье», «Моя родня» и дидактические игры : «Дружная семейка», «Маленькие помощники» Народная мудрость гласит: «Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего ».
Блок: «Мой детский сад»- Тематика бесед: «Мой воспитатель», «Мой детский сад», «Кто заботится о нас в детском саду», «Детский сад – моя вторая семья». Экскурсии: в медицинский кабинет, в прачечную.
Блок: «Моя малая Родина -моё село» — Беседа «Моя малая Родина»: рассказывать о самых красивых местах края, об истории, традициях , достопримечательностях, памятниках, лучших людях  села.
Цель: познакомить детей с народными промыслами, народными умельцами. Ефремов Е.В.(80 лет –« Дети войны») –делает корзины и гнёзда для кур и гусей из тальника, Шевцов С.Г( учитель школы) – поделки из дерева (корабли, парусники), выдувает  из стекла фигуры. Сиволобов А.И.-изготовление ракеты (запуск 9 Мая), поделки из дерева, картины.     Маслова Е.А. (декоративно – прикладное искусство)    Экскурсии : на почту, в магазин , в библиотеку, в школу. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков коллектив детского сада устраивает встречи с пожилыми людьми «День пожилого человека».
Блок: «Будем Родине служить» — рассказывать о казахстанской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Дать представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы. Прививать детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Раскрыть этот блок помогут :игра – соревнование «Сильные и ловкие», «Вместе с папой». Беседы: «Наша Армия», «Летят самолёты»       Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Ещё в дошкольном возрасте очень важно сформировать  у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в ВОВ, пробудить гордость за своих героев. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Блок: «Страна, её столица, символика»
Цель: знакомить детей со столицей, с гимном, флагом, гербом нашего  государства в процессе игры.
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» нравственно- патриотического проявления. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о своей стране, её географии, природе, символике  и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наше село, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, научится правилам поведения.  то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в Казахстане. Поэтому трудно переоценить в этой связи систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины.

Используемая литература
1.Методическое пособие: Нусубекова М.И. Бельченкова Т.Н. Астана 2019г.
2.Методическое пособие: Ознакомление с окружающим миром.2020г.
3.Занимательные беседы с дошколёнком Г.В. Гринцевич
4.Методическое пособие для воспитателей. Самопознание. «Здравствуй , мир»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*