Абенова Сабина Ергалиевна
учитель начальных классов
СОШ № 83 им.Г.Мустафина
г.Караганда
Слово — «одежда мысли». Чем точнее и выразительнее слово, тем понятнее и доступнее то, что мы хотим сказать. С помощью слова можно заглянуть в глубины нашей истории, а также проникнуть за горизонты сегодняшнего дня, устремиться в будущее. Удивительным образом соединяют нас с нашими предками пословицы, поговорки, загадки. Введите в нейтральное предложение пословицу или поговорку, и Вы увидите, как заискрится, засветится Ваша фраза, наполняясь каким-то глубинным смыслом, светом мудрости народной.
Пословицы и поговорки – малые нелирические жанры фольклора – прочно вошли в жизнь людей. В отличие от других жанров, они более широко охватывают самые разнообразные стороны жизни и деятельности человека, отражают его философию и психологию.
Подчиняясь общим законам развития фольклорных жанров, обладая всеми основными признаками фольклора, пословица имеет и свои специфические особенности: краткость, метафоричность, четкость («Глубже пахать – больше хлеба жевать»).
Идя от частного, пословица делает обобщение, применимое ко многим случаям жизни. Так, пословица «Любишь кататься – люби и саночки возить» на конкретном примере показывает, что любить надо не только результат труда, но и сам труд.
Для пословиц характерно использование сравнений («Каков строитель-такова и обитель»).
Часто в пословицах единичный образ заменяет какое-либо множество («У нашего Андрюшки нет ни полушки»).
Во многих пословицах используются такие стилистические приемы как стихотворный размер и рифма («Мирская молва — что морская волна», «Щи да каша — пища наша»). Это делает пословицу более эмоциональной и легко запоминаемой.
Близко примыкает к пословицам и поговорка. Но в отличие от пословиц поговорки более кратки и имеют не двухчастную форму, а одночастную без противопоставления («Не в коня корм», «Один в поле не воин»).
Главное назначение поговорок заключается в том, чтобы придать разговорной речи большую красочность, образность, усилить эмоциональный накал. Поговорка категорична и чаще всего гиперболична по своему смыслу («Кровь с молоком», «Как маков цвет»).
Загадки относятся к древнейшим афористическим жанрам устного народного творчества, но записываться и складываться в собрания они стали только в 19 веке.
Термин «загадка» имеет общий корень с такими словами, как «гадать», «угадывать», которые переводятся со старославянского языка как «думать», «размышлять». Исходя из этого, мы можем в общих чертах вывести определение жанра: загадка – поэтическая формула, которая сознательно скрывает от слушателя основной смысл, заставляя его думать, размышлять:
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит (Мороз).
Загадки строятся на принципе метафоры, когда признаки одного явления или предмета переносятся на другой:
То блин, то полблина,
То та, то это сторона (Месяц).
Это основано на чертах сходства между скрытым предметом или явлением и тем, который его заменяет в загадке.
Жанр загадки имеет большое число подвидов. К их числу мы можем отнести: загадки, представляющие прямой вопрос; загадки-шутки; вопросы-задачи и др.
Огромная роль загадок, пословиц и поговорок в воспитании и развитии младших школьников. Эти крупицы народной мудрости вводят ребенка в мир поэтического творчества, воспитывая у него «вкус» к слову живому, образному и точному, прививая любовь к чтению, доставляют уму ребенка «полезное упражнение».
Загадки, пословицы и поговорки являются прекрасным языковым материалом для проведения уроков обучения грамоте, русского языка, литературного чтения и развития речи.
На каких этапах урока мы можем обратиться к загадкам, пословицам, поговоркам? Думается, что такая возможность есть на всех этапах, однако широкие возможности для такого использования имеет этап закрепления и систематизации грамматико-орфографических знаний, умений и навыков. Загадки, пословицы и поговорки являются языковым материалом для проведения различного рода упражнений:
*списывание (комментированное, выборочное, по памяти, контрольное);
*диктанты;
*упражнения типа разбора (звуко-буквенный, грамматический, синтаксический, по составу, лексический);
*упражнения типа конструирования (составь загадку, пословицу,, поговорку из слов, словосочетаний, частей предложений);
*творческие упражнения (закончи загадку, пословицу, поговорку.
Составь загадку по аналогии).
Приведем примеры:
- Прочитай. Объясни отгадку к загадке.
Хвост серпом, голова с гребешком (Петух).
Напиши загадку по памяти. Подчеркни в словах безударные гласные, требующие проверки при письме.
- Послушай, что это – загадка или пословица?
Не красив лицом, да хорош умом.
В каких случаях жизни употребляется в речи эта пословица? Запиши, комментируя известные орфограммы.
3.Составь предложения из слов.
1) по, золотое, голубому, катается, блюду, яблоко.
2) по, плывут, голубому, гуси, морю, белые.
Могут ли предложения быть загадками? О чем они?
Спиши. Над именами прилагательными укажи падеж.
Учитель всегда найдет место работе с загадками, пословицами, поговорками в целях расширения лексико-семантического кругозора учащихся и для развития речи.
Литература:
- Русский фольклор/ А.Аникина// — М.: Худож.лит., 1986.
- Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно. Загадки/Сост. Г.М.Науменко.- М.: Дет.лит., 1991.
- О.В.Узорова, Е.А.Нефедова 300 заданий и упражнений по русскому языку в начальной школе. Москва. Астрель 2009