Home » статьи »   Лексико-орфографическая  работа  через загадки, пословицы и поговорки на уроках в  начальной  школе

  Лексико-орфографическая  работа  через загадки, пословицы и поговорки на уроках в  начальной  школе

Абенова Сабина Ергалиевна
учитель начальных  классов
СОШ № 83 им.Г.Мустафина
г.Караганда

Слово –  «одежда мысли». Чем точнее и выразительнее слово, тем понятнее и доступнее то, что мы хотим сказать. С помощью слова можно заглянуть в глубины нашей истории, а также проникнуть за горизонты сегодняшнего дня, устремиться в будущее. Удивительным образом соединяют нас с нашими предками пословицы, поговорки, загадки. Введите в нейтральное предложение пословицу или поговорку, и Вы увидите, как заискрится, засветится Ваша фраза, наполняясь каким-то глубинным смыслом, светом мудрости народной.

Пословицы и поговорки – малые нелирические жанры фольклора – прочно вошли в жизнь людей. В отличие от других жанров, они более широко охватывают самые разнообразные стороны жизни и деятельности человека, отражают его философию и психологию.

Подчиняясь общим законам развития фольклорных жанров, обладая всеми основными признаками фольклора, пословица имеет и свои специфические особенности: краткость, метафоричность, четкость («Глубже пахать – больше хлеба жевать»).

Идя от частного, пословица делает обобщение, применимое ко многим случаям жизни. Так, пословица «Любишь кататься – люби и саночки возить» на конкретном примере показывает, что любить надо не только результат труда, но и сам труд.

Для пословиц характерно использование сравнений («Каков строитель-такова и обитель»).

Часто в пословицах единичный образ заменяет какое-либо множество      («У нашего Андрюшки нет ни полушки»).

Во многих пословицах используются такие стилистические приемы как стихотворный размер и рифма («Мирская молва – что морская волна», «Щи да каша – пища наша»). Это делает пословицу более эмоциональной и легко запоминаемой.

Близко примыкает к пословицам и поговорка. Но в отличие от пословиц поговорки более кратки и имеют не двухчастную форму, а одночастную без противопоставления («Не в коня корм», «Один в поле не воин»).

Главное назначение поговорок заключается в том, чтобы придать разговорной речи большую красочность, образность, усилить эмоциональный накал. Поговорка категорична и чаще всего гиперболична по своему смыслу («Кровь с молоком», «Как маков цвет»).

Загадки относятся к древнейшим афористическим жанрам устного народного творчества, но записываться и складываться в собрания они стали только в 19 веке.

Термин «загадка» имеет общий корень с такими словами, как «гадать», «угадывать», которые переводятся со старославянского языка как «думать», «размышлять». Исходя из этого, мы можем в общих чертах вывести определение жанра: загадка – поэтическая формула, которая сознательно скрывает от слушателя основной смысл, заставляя его думать, размышлять:

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит,

Стоять не велит (Мороз).

Загадки строятся на принципе метафоры, когда признаки одного явления или предмета переносятся на другой:

То блин, то полблина,

То та, то это сторона (Месяц).

Это основано на чертах сходства между скрытым предметом или явлением и тем, который его заменяет в загадке.

Жанр загадки имеет большое число подвидов. К их числу мы можем отнести: загадки, представляющие прямой вопрос; загадки-шутки; вопросы-задачи и др.

Огромная роль загадок, пословиц и поговорок в воспитании и развитии младших школьников. Эти крупицы народной мудрости вводят ребенка в мир поэтического творчества, воспитывая у него «вкус» к слову живому, образному и точному, прививая любовь к чтению, доставляют уму ребенка «полезное упражнение».

Загадки, пословицы и поговорки являются прекрасным языковым материалом для проведения уроков обучения грамоте, русского языка, литературного чтения и развития речи.

На каких этапах урока мы  можем обратиться к загадкам, пословицам, поговоркам? Думается, что такая возможность есть на всех этапах, однако широкие возможности для такого использования имеет этап закрепления и систематизации грамматико-орфографических знаний, умений и навыков. Загадки, пословицы и поговорки являются языковым материалом для проведения различного рода упражнений:

*списывание (комментированное, выборочное, по памяти, контрольное);

*диктанты;

*упражнения типа разбора (звуко-буквенный, грамматический, синтаксический, по составу, лексический);

*упражнения типа конструирования (составь загадку, пословицу,, поговорку из слов, словосочетаний, частей предложений);

*творческие упражнения (закончи загадку, пословицу, поговорку.

Составь загадку по аналогии).

Приведем примеры:

  1. Прочитай. Объясни отгадку к загадке.

Хвост серпом, голова с гребешком  (Петух).

Напиши загадку по памяти. Подчеркни в словах безударные гласные, требующие проверки при письме.

  1. Послушай, что это – загадка или пословица?

Не красив лицом, да хорош умом.

В каких случаях жизни употребляется в речи эта пословица? Запиши, комментируя известные орфограммы.

3.Составь предложения из слов.

1) по, золотое, голубому, катается, блюду, яблоко.

2) по, плывут, голубому, гуси, морю, белые.

Могут ли предложения быть загадками? О чем они?

Спиши. Над именами прилагательными укажи падеж.

Учитель всегда найдет место работе с загадками, пословицами, поговорками в целях расширения лексико-семантического кругозора учащихся и для развития речи.

 

Литература:

  1. Русский фольклор/ А.Аникина// – М.: Худож.лит., 1986.
  2. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно. Загадки/Сост. Г.М.Науменко.- М.: Дет.лит., 1991.
  3. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова 300 заданий и упражнений по русскому языку в начальной школе. Москва. Астрель 2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*