Home » статьи » О важности формирования ответственности у детей дошкольного возраста

О важности формирования ответственности у детей дошкольного возраста

 

Казтаева Зухра Абкеевна
г. Караганда
КГКП ясли сад «Балауса»
директор

 

 

 

 

 

Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста — это один из ключевых аспектов формирования их личности. Ответственность — это не только выполнение обязательств, но и осознание значимости собственных поступков, их последствий, забота о других людях и умение принимать решения. Важно развивать это качество с самого раннего возраста, поскольку оно оказывает значительное влияние на личностное и социальное развитие ребенка и его будущее.

Ответственность, привитая в детстве развивает  самостоятельность в будущем.
Дети  начинают осознавать свою роль в семье и в коллективе. Они учат себя решать проблемы, принимать решения и осознавать, что именно их поступки влияют на ситуацию. Ответственные дети начинают понимать, что в коллективе каждый должен выполнять свои обязанности для общего успеха. Это помогает развивать навыки сотрудничества и уважения к окружающим. Сформированная ответственность учит уважению к своим и чужим вещам. Воспитание ответственности помогает детям учить бережное отношение к личным вещам, а также к вещам других людей.

В дальнейшем это поведение распространяется и на более глобальные вещи, такие как соблюдение правил в обществе или защита природы.
Формирование ответственности в детском саду создает прочную основу для будущего ребенка. Это качество будет влиять  на протяжении всей взрослой жизни.
Через ответственность развивается социальная адаптация. Ответственные дети становятся более успешными в социализации. Они умеют понимать и учитывать чувства окружающих, работать в команде, решать конфликты. Это качество поможет им легче адаптироваться к школьной жизни, затем к жизни в коллективе и, в будущем, на работе.
Ответственность помогает детям быть более осознанными в своих поступках и принимать решения с учетом возможных последствий. В будущем это качество будет полезным в любой сфере жизни, будь то профессиональная деятельность, личные отношения или просто бытовые ситуации.
Ответственные люди обычно лучше справляются с трудностями, поскольку они понимают важность собственных действий и готовы искать решения в любой ситуации. Они не боятся признавать свои ошибки и делать выводы, что помогает избежать паники и подавленности в сложных ситуациях.

Дети, с раннего возраста воспитывающие ответственность, становятся более зрелыми, уверенными в себе и способны брать на себя обязанности. Это важно для дальнейшего развития лидерских качеств, которые понадобятся им в разных сферах жизни: от учебы до карьеры. Ответственность тесно связана с моральными принципами, такими как честность, добросовестность, забота о других. Дети, понимающие ответственность, в будущем становятся более нравственными и уважительными людьми, готовыми следовать высоким моральным стандартам.

В  процессе формирования ответственности  ключевую роль играет воспитатель. Важно, чтобы педагог был примером для подражания, показывая детям, как важно выполнять свои обязанности, помогать другим и заботиться о своем окружении.
Воспитателю важно поддерживать  самостоятельность. Детям  нужно давать возможность выполнять задания без вмешательства. Например, предложить самостоятельно убирать свои игрушки, решать мелкие задачи в группе, помогать накрывать на стол. Это способствует развитию уверенности в себе и понимания, что они способны справляться с определенными обязанностями.

Педагогу  нужно всегда  проводить обратную  связь и поощрения.  Важно, чтобы дети понимали, что их усилия не остаются незамеченными. Позитивное подкрепление и похвала за выполненные задачи мотивируют детей и развивают у них чувство ответственности и  самооценки.

В нашем детском саду мы стараемся воспитание ответственности  учить через повседневные занятия и игру.

  1. Ежедневные дела: уже в дошкольном возрасте дети могут выполнять простые обязанности, такие как полить растения, накрыть на стол или убрать игрушки. Это важно делать в рамках рутинных занятий, чтобы ребенку было понятно, что это неотъемлемая часть жизни.
  2. Разделение обязанностей: детям полезно осознавать, что их обязанности зависят от возрастных возможностей. Например, старшие дети могут отвечать за организацию уголков для игр, а младшие — за уборку своих игрушек. Это помогает развивать чувство собственной значимости и вовлеченности в процесс.
  3. Коллективная ответственность: важно развивать у детей понимание, что каждый член группы играет свою роль, и от их действий зависит успех всей команды. Совместное выполнение задач, например, создание совместного проекта или уборка в группе, учит детей заботиться о благополучии коллектива.

Не менее важной стороной формирования ответственности является развитие у детей эмпатии и умения понимать последствия своих поступков для других. Важным шагом на этом пути является учение детей учитывать чувства других людей, заботиться о своих друзьях и о том, как их действия могут повлиять на окружающих.

  1. Обсуждение  чувств: важно регулярно говорить с детьми о том, как их поступки могут повлиять на настроение других. Например, если ребенок грубит или не помогает товарищу, нужно объяснить, как это может его расстроить. Важно, чтобы дети понимали, что ответственность заключается не только в выполнении задач, но и в уважении к другим.
  2. Примеры из жизни: обсуждение ситуаций, когда кто-то из детей проявил заботу о других, помогает развивать у малышей понимание ответственности за чувства окружающих.

Воспитание ответственности у детей младшего дошкольного возраста — важная задача, которую можно успешно решать с помощью игр. Игры, как основной метод обучения в дошкольном возрасте, позволяют детям легко усваивать важные жизненные навыки, включая ответственность, в игровой форме. Они дают детям возможность пережить разные ситуации, учат принимать решения, заботиться о своих поступках и их последствиях.

Через игру ребенок может:

  • Понимать, что его действия имеют последствия для других.
  • Научиться выполнять обязанности и понимать важность их выполнения.
  • Развивать самоконтроль и умение решать задачи.
  • Учиться взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

В игре  ребенок учится работать в команде, понимать важность своей роли и понимать, что ответственность за успех команды лежит на всех.
Игры являются отличным инструментом для воспитания ответственности у детей четырех лет. Они позволяют детям усваивать важные жизненные уроки в увлекательной и доступной форме. Через игры дети учат важности выполнения обязанностей, заботы о других, а также понимают, что их действия могут повлиять на окружающих.

Игры для воспитания ответственности у детей  нашего детского сада.

  1. Игра «Порядок в комнате»
    Задача: научить ребенка заботиться о своих вещах, убирать игрушки.
    Чему учит игра: ребенок понимает, что от его действий зависит порядок в пространстве, и что нужно не только самому забирать свои вещи, но и следить за их состоянием.
  2. Игра «Магазин»
    Задача: развить ответственность за выполнение роли и учет потребностей других людей.
    Чему учит игра: ребенок учится быть ответственным за свою роль, помогать другому ребенку и принимать решение о том, что купить, а что оставить.
  3. Игра «Почта»
    Задача: развить ответственность за выполнение поручений, заботу о других.
    Это можно комбинировать с тем, чтобы дети приносили «письма» с заданиями для других, которые они должны выполнить.
    Чему учит игра: ребенок учится быть ответственным за выполнение поручений, заботиться о другом человеке и следить за тем, чтобы все «письма» дошли вовремя.
  4. Игра «Забота о растениях»
    Задача: научить ребенка ответственности за живые организмы.
    Чему учит игра: ребенок осознает, что забота о растении требует ответственности: поливать, не забывать о нем и следить за его состоянием.
  5. Игра «Командная работа»
    Задача: развить ответственность за общий результат.
    Чему учит игра: ребенок учится работать в команде, понимать важность своей роли и понимать, что ответственность за успех команды лежит на всех.

 

  1. Бондаревская Е. С. Воспитание ответственности у дошкольников. – М.: Академия, 2013.
  2. Мещерякова Л. В. Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Питер, 2011.
  3. Шиян В. С. Роль воспитателя в формировании ответственности у дошкольников. – Минск: Народная асвета, 2017.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*