Сейданова Дина Абдыжалеловна,
филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по
Жамбылской области
Динамичная конъюнктура рынка труда требует от системы высшего образования подготовки граждан к эффективной деятельности в жизни — формирования профессиональной мобильности, способствующей быстрой смены рода деятельности на любом жизненном этапе.
Сегодня, изменения, происходящие в обществе, становятся все более постоянными; все более коротким становится жизненный цикл приобретаемых знаний; конкуренция требует быстрой смены технологий; на рынке все более требовательным становится потребитель; расширяется всеобщая доступность к глобальной информации и пр. Все вышесказанное позволяет сделать вывод: в условиях, когда нет строго очерченного постоянства и предсказуемости, необходимость функционировать в условиях непредсказуемых ситуаций и стратегий требует всемерной самостоятельности индивида. Это обеспечивается рядом качеств — умением видеть проблему, превращать ее в набор задач и создавать технологии, способы их решения, принимать решения и владеть информационными технологиями. Этот минимум способностей, которые, как отмечают ученые, следует поддержать, развить для организации личного ресурса в этих условиях. В этих условиях совершенно справедливо то, что позиция – образование на всю жизнь заменена позицией – образование через всю жизнь.
Речь идет не об усвоении знаний, умений и навыков, как о результатах обучения, а об освоении набора видов, способов деятельности — набора ключевых компетенций, очень общих, затребованных в любых жизненных ситуациях, способствующие готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Если набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является предметом запроса работодателей (и других заказчиков), то он позволяет будущему специалисту оказываться адекватным типическим ситуациям [1].
В докладе МБРР «Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики». М: “Алекс”, 2006, предлагаются рассматривать три категории компетенций, являющихся ключевыми (Rychen and Salganik, 2001; OECD, 2002) [2]:
- Действовать автономно: развивать и реализовывать чувство собственного «я»; делать выбор и действовать в контексте более широкой панорамы; быть ориентированным на будущее; осознавать особенности среды, понимать, как можно встраиваться, выполнять обязанности и осуществлять свои права; определять и реализовывать жизненный план, планировать и реализовывать личные проекты.
- Использовать средства в интерактивном режиме: использовать средства как инструменты для активного диалога; осознавать и реагировать на возможности новых средств; быть способным использовать язык, текст, символы, информацию, знания и технологию в интерактивном режиме для достижения целей.
- Функционировать в социально неоднородных группах: быть способным взаимодействовать эффективно с другими людьми, имеющими разный жизненный опыт; признавать особенности, являющиеся следствием социальной принадлежности индивидов; создавать социальный капитал; уметь устанавливать хорошие отношения с другими, кооперироваться, управлять и разрешать конфликты.
Анализ перечней ключевых компетентностей, введенных в странах Европы, Америки и Азии показывает, что все они могут быть сгруппированы в три базовые:
— коммуникативную компетентность (включающую как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию);
— информационную компетентность (включающую готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов);
— компетентность разрешения проблем (включающую готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность).
Коммуникативная компетентность позволяет: использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях; отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач; выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета; осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, приверженцами других точек зрения, позиций, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации; строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата.
Информационная компетентность позволяет: принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели; самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий; обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов); использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) позволяет: определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения; ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения (то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче); осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов; выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации; отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, четко следовать технологии.
Причем ресурс особого рода: ключевые (общие, инвариантные), личностно значимые свойства и качества, которые пригодятся в любой сфере трудовой деятельности и, которые характеризовали бы уровень профессионально-личностного становления. По-существу, проблема профессионально-личностного становления будущего специалиста в обозначенном нами аспекте достаточно сильно сопряжена с проблемой так называемой «профессиональной мобильности выпускника», которая практически является в значительной степени новой в вузовском образовательном пространстве и только-только начинается решаться.
Проблема развития личностных качеств, необходимых для реагирования в быстро меняющемся мире ставит перед учителями задачу найти применение своих знаний, навыков и умений в другой сфере деятельности.
Термин «профессиональная мобильность» означает «способность оперативно менять профиль своей деятельности, род занятий…»[3].
Сегодня профессиональная мобильность выступает в качестве необходимого условия успешного социального функционирования современного специалиста. Это подтверждается цифрами: сегодня в странах с развитой рыночной экономикой лишь около 20% занятого населения работает по специальности, полученной в молодые годы в учебном заведении профессионального образования, а 42% молодых людей меняют профиль своей деятельности в первые два года по окончании вуза. Как заметили ученые, частая смена работы зависит не только от характера человека, его склонности менять место жительство и работы, но и от уровня образования, квалификации и от самой профессии. Так, чрезмерно высокая и постоянно растущая частота смены работы обнаруживается в тех группах людей, чья профессия наиболее типична для будущего, — ученых, инженеров, высокообразованных специалистов и техников, администраторов, менеджеров, специалистов массовой информации и рекламной индустрии. Сегодня к этой категории можно добавить и будущих учителей. В связи с этим, встает вопрос о формирования высокой профессиональной мобильности и студентов педагогических вузов, как будущих специалистов.
Профессиональную мобильность, наблюдаемую на практике можно разделить на возможные четыре типа:
1-ый тип. Смена сферы деятельности в рамках одной широкой специальности.
2-ой тип. Смена деятельностей в связи с назначением на новую должность. Характер работы на разных уровнях даже в рамках одной области профессиональной деятельности существенно отличается: деятельность насыщается одними компонентами, другие теряют свое первоначальное значение, возрастают количественные показатели интенсивности и напряженности деятельности, степень ответственности, и как следствие, нервные перегрузки.
3-тип. Смена одной профессии на другую, в той или иной степени родственную первоначальной, что позволяет хотя бы в ограниченном варианте опираться на уже приобретенные в процессе обучения в вузе знания, умения и навыки: например преподаватель физики вуза переходит на работу в физическую лабораторию НИИ и наоборот.
4-й тип. Кардинальная смена занятий или рода деятельности, когда необходимо «начать жизнь с чистого листа», с самых азов осваивать новое профессиональное поприще, постепенно набираться знаний и опыта.
Профессиональная мобильность предполагает не просто механический переход с места на место, но также и разрыв старых и появление новых отношений между людьми. Любое изменение в работе сопровождается определенным стрессом. Человек лишается старых привычек, старых способов общения и должен научиться новым. Даже, если задача, которую он решает на работе, остается сходной с прежней работой, все равно меняется обстановка труда. Как при переезде на новое место жительства, перед новичком стоит задача быстрее завязать новые отношения. То есть, профессиональная мобильность специалиста неразрывно связана с его умением общаться, устанавливать и поддерживать полезные контакты между людьми и даже при необходимости умении разрывать эти связи. Эффективным решением в данной ситуации является, на наш взгляд, и разработка вопросов формирования ключевых профессионально-значимых качеств у специалистов с учетом современных требований.