Home » статьи » ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Сейданова Дина Абдыжалеловна,
филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников по
Жамбылской области

Динамичная конъюнктура рынка труда требует от  системы высшего образования подготовки  граждан к  эффективной деятельности в жизни —  формирования профессиональ­ной мобильности, способствующей быстрой смены рода деятельности на любом жизненном этапе.

  Сегодня,  изменения, происходящие в обществе,  становятся все более постоянными; все более коротким становится жизненный цикл приобретаемых знаний; конкуренция требует быстрой смены технологий; на рынке все более требовательным становится   потребитель;  расширяется всеобщая доступность к глобальной информации  и  пр. Все вышесказанное позволяет сделать вывод: в условиях, когда нет строго очерченного постоянства и предсказуемости, необходимость функционировать в условиях непредсказуемых ситуаций и стратегий требует всемерной самостоятельности  индивида. Это обеспечивается рядом качеств  —  умением видеть проблему, превращать ее в набор задач и создавать технологии, способы их решения,  принимать решения и владеть информационными технологиями. Этот минимум способностей, которые, как отмечают ученые, следует поддержать, развить  для организации личного ресурса  в этих  условиях. В этих условиях  совершенно справедливо то, что позиция – образование на всю жизнь  заменена позицией – образование  через всю жизнь.

Речь идет не об усвоении знаний, умений и навыков, как о результатах обучения, а об освоении набора видов, способов деятельности — набора ключевых компетенций, очень общих, затребованных в любых жизненных ситуациях, способствующие готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Если набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является предметом запроса работодателей (и других заказчиков), то он позволяет будущему специалисту оказываться адекватным типическим ситуациям [1].

В докладе МБРР «Обучение на протяжении жизни в условиях новой экономики». М: “Алекс”, 2006, предлагаются  рассматривать три категории компетенций,  являющихся  ключевыми (Rychen and Salganik, 2001; OECD, 2002) [2]:

  1. Действовать автономно: развивать и реализовывать чувство собственного «я»; делать выбор и действовать в контексте более широкой панорамы; быть ориентированным на будущее; осознавать особенности среды, понимать, как можно встраиваться, выполнять обязанности и осуществлять свои права; определять и реализовывать жизненный план, планировать и реализовывать личные проекты.
  2. Использовать средства в интерактивном режиме: использовать средства как инструменты для активного диалога; осознавать и реагировать на возможности новых средств; быть способным использовать язык, текст, символы, информацию, знания и технологию в интерактивном режиме для достижения целей.
  3. Функционировать в социально неоднородных группах: быть способным взаимодействовать эффективно с другими людьми, имеющими разный жизненный опыт; признавать особенности, являющиеся следствием социальной принадлежности индивидов; создавать социальный капитал; уметь устанавливать хорошие отношения с другими, кооперироваться, управлять и разрешать конфликты.

Анализ перечней ключевых компетентностей, введенных в странах Европы, Америки и Азии показывает, что все они  могут быть сгруппированы в три базовые:

— коммуникативную компетентность (включающую как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию);

— информационную компетентность (включающую готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов);

— компетентность разрешения проблем (включающую готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность).

Коммуникативная компетентность позволяет: использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях; отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач;  выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета; осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, приверженцами других точек зрения, позиций, вступая в  диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации; строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата.

  Информационная компетентность позволяет: принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели; самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий;  обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);  использовать информацию для  планирования и осуществления своей деятельности.

   Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) позволяет: определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения; ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации,  планировать и организовывать процесс ее достижения (то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче); осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов; выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации; отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, четко следовать технологии.

Причем ресурс особого рода:  ключевые (общие, инвариантные), личностно значимые свойства и качества, которые пригодятся в любой сфере трудовой деятельности и, которые характеризовали бы уровень профессионально-личностного становления. По-существу, проблема профессионально-личностного становления будущего специалиста в обозначенном нами аспекте  достаточно сильно сопряжена с проблемой так называемой «профессиональной мобильности выпускника», которая  практически   является в значительной степени новой в вузовском образовательном пространстве и только-только начинается решаться.

Проблема развития личностных качеств, необходимых для реагирования в быстро меняющемся мире ставит перед учителями задачу найти применение своих знаний, навыков и умений в другой сфере деятельности.

Термин «профессиональная мобильность» означает «способность оперативно менять профиль своей деятельности, род занятий…»[3].

Сегодня профессиональная мобильность выступает в качестве необходимого условия успешного социального функционирования современного специалиста. Это подтверждается цифрами: сегодня в странах с развитой рыночной экономикой лишь около 20% занятого населения работает по специальности, полученной в молодые годы в учебном заведении профессионального образования, а 42% молодых людей меняют профиль своей деятельности в первые два года по окончании вуза.    Как заметили ученые, частая смена работы зависит не только от характера человека, его склонности менять место жительство и работы, но и от уровня образования, квалификации и от самой профессии. Так, чрезмерно высокая и постоянно растущая частота смены работы обнаруживается в тех группах людей, чья профессия наиболее типична для будущего, — ученых, инженеров, высокообразованных специалистов и техников, администраторов,  менеджеров, специалистов массовой информации и рекламной индустрии.  Сегодня к этой категории можно  добавить и  будущих учителей. В связи с этим, встает вопрос о формирования высокой профессиональной    мобильности  и студентов педагогических вузов, как будущих специалистов.

Профессиональную мобильность, наблюдаемую на практике  можно разделить на возможные четыре  типа:

1-ый тип. Смена  сферы деятельности в рамках одной широкой специальности.

2-ой тип. Смена деятельностей в связи с назначением на новую должность. Характер работы на разных уровнях даже в рамках одной области профессиональной деятельности существенно отличается: деятельность насыщается одними компонентами, другие теряют свое первоначальное значение, возрастают количественные показатели интенсивности и напряженности деятельности, степень ответственности, и как следствие, нервные перегрузки.

3-тип. Смена одной профессии на другую, в той или иной степени родственную первоначальной, что  позволяет  хотя бы в ограниченном варианте опираться на уже приобретенные в процессе обучения в вузе знания, умения и навыки: например преподаватель физики вуза переходит на работу в физическую лабораторию НИИ и наоборот.

4-й тип. Кардинальная смена занятий или рода деятельности, когда необходимо «начать жизнь с чистого листа», с самых азов осваивать новое профессиональное поприще, постепенно набираться знаний и опыта.

Профессиональная мобильность предполагает не просто механический переход с места на место, но также и разрыв старых  и появление новых отношений между людьми. Любое изменение в работе сопровождается определенным стрессом. Человек лишается старых привычек, старых способов общения и должен научиться новым. Даже, если задача, которую он решает на работе, остается сходной с прежней работой, все равно меняется обстановка труда. Как при переезде на новое место жительства, перед новичком стоит задача быстрее завязать новые отношения. То есть, профессиональная мобильность специалиста неразрывно связана с его умением общаться, устанавливать и поддерживать полезные контакты между людьми и даже при необходимости умении разрывать эти связи.  Эффективным решением в данной ситуации является, на наш взгляд, и разработка вопросов формирования ключевых  профессионально-значимых качеств у специалистов с учетом современных требований.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*