Науановой Карлыгаш Баракбаевны
учителя русского языка и литературы
коммунального государственного учреждения
«Школа-гимназия № 80»
Кармакшинского районного отдела образования
Кызылординской области
«Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем», — писал Ян Амос Коменский об учителях, подчеркивая этими словами, что труд учителя высоко ценился во все времена. Нелёгкий, кропотливый, самоотверженный труд учителя. Нелегкий, потому что нелегко найти путь к сердцу каждого ученика. А надо! Ведь они смотрят на нас, учителей, глазами, полными надежды, они любят нас беззаветно и верят нам, потому мы в долгу перед ними. Мы отдаём им знания, любовь, сердце.…Ведь нам доверено в детях всё: и здоровье, и психика, и душевная красота. Двадцать шесть лет тому назад в далёкий 1995-ый год, когда я впервые переступила порог школы как учительница, вряд ли до конца сознавала всю ответственность и трудность этой профессии. Тогда я была на седьмом небе от счастья: моя мечта осуществилась
.… О другой профессии я и не мечтала. Я хотела быть такой, как моя любимая учительница Пуговкина Маргарита Гавриловна, Заслуженный учитель СССР, ныне проживающая в городе Байконур. Она была и сейчас остаётся для меня идеалом доброты, справедливости, требовательности, человечности. Маргарита Гавриловна вела у нас русский язык и литературу. Я очень хотела быть похожей на неё. Я полюбила не только её, но и предмет, который она вела. Всё это и определило мой выбор.
Я люблю свою работу, люблю детей, для меня нет большего счастья, чем видеть их улыбки, читать сочинения о любимом учителе. Это ли не счастье? Все эти годы я учу детей и сама у них учусь многому. Государство нам доверило самое дорогое – детей, будущее страны. Мы в ответе за их здоровье, психику, знания, душевную красоту. А опыт приходит с годами. «Век живи-век учись», — гласит народная мудрость. В самообразовании, самосовершенствовании мне помогают труды великих педагогов Макаренко, Сухомлинского, Коменского и опыт многих учителей, с которыми у меня бывает возможность соприкоснуться.
Потому мой первый принцип в работе: брать себе на вооружение все лучшее, полезное, доступное для моей работы. Уже первые годы работы с детьми я поняла, что к детям нужен особый подход. И нужно уметь ключ к сердцу каждого ребенка-это стало моим вторым принципом. Любой учитель в своей практике сталкивался с таким явлением, когда, казалось бы, простое, понятное не понятно ребёнку. И тогда учитель должен спустится с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить обратное восхождение. Это мой третий принцип. Дети очень ранимы и чувствительны, они чувствуют фальш, обман и не прощают этого. . Поэтому быть честным и искренним перед детьми — мой четвёртый принцип . Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему — такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию — и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться — это мой пятый принцип. Ещё К.Д. Ушинский писал: “…ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью…”. Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своими предметами, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. И это шестой принцип моей педагогической философии
Задача учителя не только учить, давать знания, но и воспитывать. Воспитанию я отвожу особое место, и уроки литературы во многом способствуют этому. На примерах героев произведений дети учатся жить, любить, дружить, распознавать добро и зло. На уроках русского языка учу казахских детей грамотно, культурно говорить. Русский язык нужен детям и в детской, и во взрослой жизни. Он мост к другим народам, к другим культурным ценностям. Ещё великий Абай в свое время говорил о важности русского языка. Мы готовим детей к будущей жизни, а без знания языков: родного казахского, русского, английского – трудно будет идти в ногу со временем, преодолевать трудности взрослой жизни.
Готовить к взрослой жизни, раскрыть в ученике его будущее – моя задача. Наполнить духовный мир детей любовью, верой, надеждой. Каждый день я вхожу в класс и смотрю в распахнутые, доверчивые глаза, которые ждут новое, интересное, увлекательное. Главное верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение. С годами приходить опыт, моя работа все больше наполняется другим содержанием. Радует отдача от учеников. Не хочу перечислять все свои и ученические успехи и победы, а скажу только одно, что совсем недавно мои ученики в очередной раз обрадовали меня, получив 16 образовательных грантов. И конечно же, это не последняя наша победа. Приходить каждый день на урок, видеть радостные лица детей, слушать их -большая радость для меня. Школа, ученики – моё призвание. В. Сухомлинский говорил: «Любить можно то, чему уже отдаёшь частицу своей души». Но разве можно детям отдать только частицу? Не громкие слова, я сердце отдаю детям.