Казбекова Нурзия Бойхановна
Почетный работник образования Республики Казахстан
учитель русского языка
школы – гимназии №110
Жетысуского района
г. Алматы
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы Казбековой Н. Б.)
Среди высших ценностей, чтимых народом, особое место занимает духовность. Для казахстанского человека духовность – это самосознание, а душа прежде всего выражается в слове. Никому не секрет, что рушатся сегодня языковые нормы, жаргон звучит, речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, идет вульгаризация языка. Наши дети «в совершенстве» овладели ненормативной лексикой. Словарный запас детей невелик, зачастую они не умеют сформировать свои мысли. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к упадку духовной культуры молодежи.
Современный учитель – словесник работает в условиях духовного и нравственного слома. Все исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.
Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования этим языком постепенно исчезает.
Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи считается не только в жизни общества, но и в жизни учебных заведений.
В связи с эти учителя – словесники нашей школы, в частности, мои коллеги, уделяют особое внимание данной проблеме, с точки зрения воспитательных возможностей.
След, который должны оставлять мы, учителя, — это доброе слово, посеянное в душах учеников. А. С. Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду: Молодость всегда открыта, она верит тому, что видит, над юной личностью не довлеют какие – либо предрассудки». К сожалению, изменение общественных отношений в стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов в образовании идеологической пустоты.
Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить только добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многоплановая традиция образования и воспитания, которая сформировалась на нравственных и этнических ценностях целого поколения. Мы должны решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь, на уроках русского языка и литературы.
Если вопросом нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить системную работу по духовному оздоровлению, то считаю, что труд будет не напрасным.
Во – первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием.
Во – вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучить с интересом.
Главной целью образования в школе является развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросом духовно – нравственного воспитания учащихся.
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над усвоением орфограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которые осуществляет через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях трепетное отношение к истокам духовности. При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями сострадание, любовь, уважение, забота, чуткость, сопереживание, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, чувство вины, порядочность.
Совместную работу с учениками стараются строить двумя способами: предлагаю продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, анализируются основные оттенки, которые отличали бы каждые понятие. Совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловые содержание.
Для того, чтобы учащиеся могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть такие понятия, как «дружба» — «товарищество» — «приятельские отношения».
Приведу фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаю картинки, со словами честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность. На доске написана пословица: «Кто один раз солжет, тому в другой раз не повезет».
Примерные вопросы и задания:
— Как вы понимаете смысл пословицы?
— Чему учит пословица? (честность, правдивость)
— Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
Затем в два столбика записывают слова:
Честность – нечестность
Правдивость – лживость
Искренность – неискренность
Задание:
— сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.
— сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
— сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?
Для меня важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые записываем, затем читаем. Например, такие словосочетания: жадность человека, человеческая жадность, необыкновенная жадность, жадность к деньгам.
Записываем предложения:
— «Нет у человека худшего врага, чем его жадность»
— «Богатому жадность не дает покоя».
После усвоения новой лексики, выслушав мнения, дискуссию учащихся, предлагаю выполнить им творческую работу, составить рассказ, сочинение. Темы беру разные: «О доброте», «О милосердии», «О любимых животных». Более подготовленным детям предлагаю тему: «Что я ценю больше всего в человеке».
Получаешь огромное удовольствие от того, как ученики стараются найти правильный ответ, спорят друг с другом, и в споре рождается истина.
Предлагая учащимся такие задания, воспитываешь в них и патриотические чувства, и нравственные качества, которые начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, к ее прошлому, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
В ходе проводимых уроков используемый дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся формируя у них любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, доброты и т.д.
Велика роль и литературы, литературных текстов – богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, милосердии, сострадание, толерантности. Именно литературные тексты создают ценности, необходимые душе, поэтому она благодатна для воспитания духовных ценностей. Говоря о духовном воспитании, имею воспитание внутреннего мира, отношение к окружающему миру.
Любой текст стараюсь показать учащимся с точки зрения духовно – нравственного понимания. На уроках понятие «духовно – нравственное понимание» часто заменяю его составляющим: честность, преданность и т.д.
Обратимся к сказкам (в конце побеждает добро).
При чтении сказок зачастую сталкиваюсь с нежеланием детей слушать, замечаю, им это неинтересно. Больший интерес вызывают у них картины с гонками машин, стрельбы. Причина, видимо, в том, что дети и их родители родились и выросли в постперестроечное время. Это новое поколение, которое воспитывается не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Для нынешних детей открыто все информационное пространство. Изменение общественных отношений в стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании личных жизненных идеалов. Несмотря на эти трудности, всегда стараюсь подводить учеников к адекватному восприятию прочитанных текстов, к правильному пониманию авторской позиции.
На уроках дети соглашаются, высказывают разные мысли.
А после уроков, на перемене замечаю, они переписываются СМС-ками, рассматривают другие фильмы, игры – боевики, слушают жаргонную лексику, забывая о том, о чем только что говорили на уроке. Мы понимаем, что остановить это невозможно, что это – технический прогресс, интернет все больше и больше заменяет живое общение, сохранение норм речи, литературного произношения.
Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самой учиться вместе с ними, показывать пример. Поэтому на уроках русского языка и литературы необходимо просто показывать бережное отношение к СЛОВУ. СЛОВО открывает мир радости, гамму человеческих чувств и отношений.
Я считаю, что если, учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык сыграет большую роль в поднятии грамотности, развития речи, окажет неоценимую роль в формировании морально – нравственного облика личности школьника.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный. Необходимо воспитание и в семье, и в школе. Только действуя в согласии, только совместными усилиями, можно «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.