Ошибки, сложности в решении проблем буллинга в школах и рекомендации по их преодолению
Кулен Фарида Жумабеккызы
ст. преподаватель ФАО «Өрлеу» ИПК ПР
по Жамбылской области
ika-74@mail.ru,
Абдраимова Камилла Хамитовна
психолог д/с №28
Буллинг и кибербуллинг в современной школе – довольно частая и актуальная проблема не только в Казахстане, но и в других странах. Как определить, где детские шалости переросли границы допустимого поведения? Где та самая грань, которая позволяет определить, нечаянно был нанесен вред, или намеренно? Как родители или педагоги могут понять, что ребенок подвергается буллингу?
Есть совокупность признаков, наличие которых в поведении ребенка может привлечь внимание взрослых из ближайшего окружения ребенка и заставить их оказать помощь в решении проблемы.
- Резкое изменение в поведении ребенка. Вызывающее поведение, или, наоборот, подавленное. То, что было ранее несвойственно ребенку, нельзя списывать только на переходный возраст, или связь с «не той компанией».
- Ребенок не хочет рассказывать о том, что у него происходит в школе. Старается найти причину, чтобы пропустить уроки. С явной неохотой идет в школу, стало известно, что он прогуливает занятия.
- Склонность к одиночеству, замкнутость, при условии, что раньше у него были друзья.
- Нарушения сна, аутоагрессия, резкое неприятие себя.
Если выявилось, что причиной поведенческих отклонений стал буллинг в школе, необходимо обратиться за помощью к педагогам. И здесь мы переходим еще к одной проблеме. Не все педагоги знают, как работать по профилактике и разрешению ситуаций буллинга в ученическом коллективе.
Здесь учитель выступает как одна из ключевых фигур. Так как школьный психолог разбирается по свершившимся фактам, и не может ежедневно видеть всех учащихся школы. А педагоги ежедневно общаются с учениками. Могут быстро заметить неладное в классном коллективе. Но для этого необходимо обладать определенными знаниями и навыками ведения профилактической и коррекционной работы.
Как помочь учителю определить свою роль, свои функции в рамках антибуллинговой деятельности школы? Однако учителя и близкие взрослые часто ошибаются, считая проявления буллинга типичными для подросткового возраста конфликтами.
Практика показывает, что даже если привлечь к решению проблемы буллинга администрацию школы, родителей, представителей правоохранительных органов, но не проработать проблемы со всеми участниками ситуации, то чаще всего это не приведет к положительному результату. В большинстве случаев после таких мер травля не прекращается, а переходит в скрытую от взрослых форму.
Управленческие компетенции учителей также являются элементом профилактики антибуллинговых программ. Учитель должен знать распределение ролей в классе и уметь на него влиять, не позволяя себе разделять класс на любимчиков и отверженных, не провоцируя неравенство, не назначая командующих и должных подчиняться», — объяснила Римма Чиркина.
Она также отметила, что в качестве инструмента управления хорошо работает создание ситуаций успеха, постановка совместных творческих задач и формирование ценностей и правил, исключающих насилие и неравенство в отношениях.
Наиболее эффективно справляются с ситуациями буллинга учителя, которые обладают высоким уровнем эмпатии и коммуникативными компетенциями. Эти качества вместе с четкими представлениями о природе и симптомах проявления буллинга помогают более активно вмешиваться в ситуации травли и устанавливать более доверительные отношения с учениками.
Также для снятия проблемы буллинга можно рекомендовать следующие шаги в работе классного руководителя:
- Выработка правил класса, моральное стимулирование выполнения этих правил, четкая оценка поступков, нарушающих эти правила.
- Вовлечение класса в работу по самоуправлению, начиная с 5 класса, участие в школьных конференциях по пропаганде антибуллтинговой кампании.
«Одним из самых действенных способов включить всю школу в программу и получить зримую поддержку руководства являются школьные конференции. Такие мероприятия формируют приверженность программе не только у педагогов, но и у администрации и других взрослых, которые взаимодействуют в школе с учащимися».
Чтобы предупредить буллинг и преодолеть уже возникшие ситуации, можно внедрять восстановительные технологии: сообщества, школьные и классные конференции, восстановительная медиация и другие технологии, которые реализуют школьные и территориальные службы примирения.
Также возможно проведение «круга сообщества» только с педагогами и учащимися-сверстниками, в отсутствие агрессора и жертвы буллинга. Это позволит детям (без угрозы оказаться на месте жертвы) высказать свое отношение к фактам унижения, развивать активную позицию неприятия агрессивного поведения. При активной позиции большинства учащихся травля прекратится, так как именно в равнодушной среде возникают такие проблемы.
На снижение уровня агрессии и виктимизации влияет совместная работа учителей и психологов, профессиональных медиаторов, других специалистов. Если внимание к проблеме буллинга привлечено, агрессору будет сложно остаться незамеченным. И он будет понимать, что его действия будут пресекаться всеми участниками антибуллинговой кампании.
Это заметно улучшает атмосферу в классах, формирует у детей важные социальные навыки и способы овладения своим поведением, тем самым снижая уровень агрессии и враждебности в школьной среде.
Внедрение всех инструментов требует дополнительного обучения учителей и отработки с ними алгоритмов действия в ситуациях с агрессивным поведением и травлей. Организация работы в рамках школы позволит учителям получить поддержку администрации учебного заведения и реализовать все антибуллинговые инициативы.