Home » статьи » Комплексный подход к физическому воспитанию школьников: уроки и секции как единое пространство развития

Комплексный подход к физическому воспитанию школьников: уроки и секции как единое пространство развития

Хасенов Мади Дауренович
ГКП на ПХВ «Школа-гимназия № 30»
акимата города Астаны

Аннотация. Статья раскрывает возможности комплексного подхода к физическому воспитанию школьников на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности. Представлены результаты практической работы с учащимися 5-6 классов ГКП на ПХВ «Школа-гимназия № 30» акимата города Астаны. Описаны методы, динамика физической подготовленности, влияние секционной деятельности на мотивацию и развитие учащихся. Сформулированы практические рекомендации для педагогов.

Аңдатпа. Мақалада сабақтан тыс және сабақтан тыс қызметті ықпалдастыру негізінде оқушылардың дене тәрбиесіне кешенді көзқарас мүмкіндіктері ашылады. Астана қаласы әкімдігінің «№ 30 мектеп-гимназиясы» ШЖҚ МКК 5-6 сынып оқушыларымен практикалық жұмыс нәтижелері ұсынылды. Дене шынықтыру дайындығының әдістері, динамикасы, секциялық қызметтің оқушыларды ынталандыру мен дамытуға әсері сипатталған. Педагогтар үшін практикалық ұсыныстар әзірленді.

Ключевые слова: физическое воспитание, школьники, волейбол, секция, урок физкультуры, мотивация, развитие.

Түйінді сөздер: дене тәрбиесі, мектеп оқушылары, волейбол, секция, дене шынықтыру сабағы, мотивация, дамыту

Введение.
В современных условиях обновления образовательных стандартов и акцента на формирование гармонично развитой личности, физическое воспитание в школе приобретает особую актуальность [1]. В этом аспекте уроки физической культуры и внеурочная спортивная деятельность должны быть не разрозненными эпизодами, а органично дополнять друг друга, формируя у учащихся устойчивую мотивацию к занятию спортом, развивая как физические, так и личностные качества. Особую роль в этом процессе играет комплексный подход, при котором уроки физкультуры и спортивные секции рассматриваются как единое пространство развития, потому как такой подход позволяет обеспечить преемственность в развитии двигательных навыков, формировать командное взаимодействие, самодисциплину, а также позитивное отношение к физической активности [2].

Цель данной статьи – исследовать эффективность комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся на примере работы с 5-6 классами в ГКП на ПХВ «Школа-гимназия № 30» акимата города Астаны, где реализуются как учебные занятия по физической культуре, так и тренировки в волейбольной секции.

Задачи исследования:
1) проанализировать особенности уроков физической культуры и секционной деятельности в данной возрастной категории;
2) выявить взаимосвязь между урочной и внеурочной формами физического воспитания;
3) оценить влияние комплексного подхода на физическое развитие и мотивацию школьников;
4) разработать рекомендации по интеграции учебной и секционной работы в единую систему.

Методология.
Исследование проводилось в период с сентября 2024 по февраль 2025 года на базе ГКП на ПХВ «Школа-гимназия № 30» акимата города Астаны. В исследовании приняли участие учащиеся двух групп, условно отобранных для исследования (в обеих группах были учащиеся 5-6 классов).Основными методами исследования стали наблюдение за деятельностью учащихся во время уроков и тренировок, тестирование физической подготовленности учащихся в сентябре 2024 и феврале 2025 года, анкетирование с целью выявления уровня мотивации и отношения к физической активности, сравнительный анализ результатов учащихся, совмещающих уроки и тренировки, и тех, кто посещает только уроки физкультуры, а так же беседы с учащимися и родителями, позволяющие оценить влияние секционной деятельности на общее поведение и учебную мотивацию. Все данные были собраны и проанализированы с использованием методов количественной и качественной обработки.

Исследовательская часть.

Анализ данных, полученных в ходе наблюдений, тестирования и анкетирования, позволил выявить ряд закономерностей, свидетельствующих о положительном влиянии комплексного подхода к физическому воспитанию.

Для оценки физического состояния учащихся использовались результаты тестирования в начале (сентябрь) и в конце эксперимента (февраль). Ниже приведены усредненные результаты учащихся 5-6 классов, разделенных на две группы:

1) группа А (посещают только уроки физкультуры);

2) группа Б (посещают и уроки, и секционные занятия по волейболу).

Таблица 1 – Сравнительные показатели физической подготовленности учащихся 5-6 классов

Тест / ПоказательГруппа A (сентябрь)Группа A (февраль)Группа Б (сентябрь)Группа Б (февраль)
Бег 30 м (сек)6,15,96,05,6
Подтягивания / отжимания (раз)5,86,36,28,4
Прыжок в длину с места (см)148153150162
Бег 1000 м (мин:сек)5:235:115:214:58
Примечание: составлено автором

Представленные данные позволяют провести сравнительный анализ результатов физической подготовленности двух групп учащихся 5-6 классов с сентября 2024 года по февраль 2025 года.

Анализ результатов бега на 30 м показывает, что учащиеся группы A улучшили время на 0,2 сек, тогда как у группы B прирост составил 0,4 сек. Это свидетельствует о более интенсивном развитии скоростных качеств у тех, кто посещает секцию. Спринты и игровые упражнения на тренировках способствуют развитию взрывной силы и реакции.

В силовых упражнениях (подтягивания/отжимания) разница ещё более заметна: прирост у группы B – 2,2 раза, у группы A – лишь 0,5. Это подчёркивает эффективность регулярной силовой нагрузки на тренировках по сравнению с базовой на уроках.

В прыжке в длину с места прирост у группы A составил 5 см, у группы B – 12 см. Это связано с активной работой мышц ног и развитием координации, что особенно характерно для волейбола.

По выносливости (бег 1000 м) улучшение в группе A – 12 сек, в группе B – 23 сек. Такая динамика обусловлена регулярной игровой нагрузкой и повторяющимися упражнениями на тренировках, развивающими общий тонус и дыхательную выносливость.

Комплексная форма организации физического воспитания (уроки + секция) дает более устойчивую и ярко выраженную положительную динамику по всем показателям, притом, необходимо отметить, что наибольшие различия между группами наблюдаются в тех качествах, которые активно развиваются в волейболе: сила, выносливость, координация и эти данные подтверждают эффективность систематической секционной работы в сочетании с урочной формой занятий.

Результаты анкетирования учащихся 5-6 классов о мотивации и отношении к физической активности (в %) представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты анкетирования учащихся 5-6 классов о мотивации и отношении к физической активности (в %)

ВопросГруппа AГруппа Б
Нравятся ли тебе уроки физкультуры?6892
Хочешь ли заниматься дополнительно вне школы?3487
Считаешь ли, что стал(а) сильнее, выносливее за год?5178
Замечаешь ли улучшения в настроении после физической активности?5683
Считаешь ли, что спорт помогает тебе лучше учиться и концентрироваться?3969
Принимаешь ли участие в подвижных играх вне школы (двор, кружки и т.д.)?4784
Примечание: составлено автором

 

Анкетирование позволило выявить выраженные различия в мотивации и восприятии физической активности между двумя группами учащихся, так, 92% учеников, посещающих секцию, ответили, что им нравятся уроки физкультуры, против 68% у тех, кто ограничивается только уроками и это говорит о том, что регулярная практика и успехи на тренировках формируют устойчивый положительный эмоциональный фон по отношению к физической активности.

Желание заниматься дополнительно вне школы выразили лишь 34% учеников из группы A, в то время как у группы Б – впечатляющие 87% и это подтверждает тезис о том, что вовлеченность рождает интерес, а положительный опыт на секциях укрепляет потребность в движении.

Учащиеся группы Б чаще отмечали, что за год стали сильнее и выносливее (78% против 51%), что говорит о том, что ощутимые личные достижения стимулируют уверенность в себе и желание продолжать тренироваться.

Более 80% группы Б отметили, что чувствуют улучшение настроения и сосредоточенности после физической активности, среди группы A этот показатель ниже – 56% и 39% соответственно и это подчеркивает многоплановое влияние спорта на общее психофизическое состояние ребенка.

Группа Б проявляет более высокую активность за пределами уроков и секций (84% участвуют в подвижных играх), тогда как среди группы A – менее половины, что может говорить о формировании у более активных учеников устойчивых привычек к движению в повседневной жизни.

Практическое применение.

Реализация комплексного подхода к физическому воспитанию в ГКП на ПХВ «Школа-гимназия № 30» акимата города Астаны осуществлялась через тесную связь между урочной и внеурочной деятельностью и основной акцент делался на то, чтобы занятия в спортивной секции по волейболу логично дополняли и усиливали содержание уроков физкультуры, не дублируя, а развивая отдельные компоненты физической подготовки.

Тематика уроков физкультуры и тренировок по волейболу координировалась: если в школьной программе изучались элементы координации и ловкости, то на секции шла отработка приемов передачи мяча, движения в тройках, элементов прыжка и блокирования.

Учащиеся с разным уровнем физической подготовки получали задания, соответствующие их возможностям, на тренировках особое внимание уделялось индивидуальной технике, а на уроках – общей физической подготовке.

Организация мини-турниров, участие в соревнованиях, вручение грамот и благодарностей позволяли сформировать у детей чувство успеха и уверенности в своих силах.

Волейбол стал платформой для формирования у школьников навыков сотрудничества, уважения к партнеру, самодисциплины и умения следовать правилам – что затем положительно сказывалось и на поведении в учебной деятельности.

После каждой тренировки учащиеся кратко обсуждали, что получилось, над чем нужно работать и это формировало рефлексивные навыки и повышало уровень осознанности в обучении.

По результатам внедрения было отмечено, что у учащихся повысился уровень посещаемости секции: по сравнению с прошлым годом, количество участников увеличилось на 30%, ученики стали инициативнее на уроках: предлагали упражнения, участвовали в показательных выступлениях. Родители учащихся отмечали, что дети стали более организованными, активными, улучшилось общее самочувствие, и было отмечено, что уровень дисциплины на уроках физкультуры вырос: по наблюдению, на 60% снизилось количество замечаний за пассивное поведение или отказ от выполнения заданий.

Рекомендации.

На основе проведенного исследования и внедренной практики можно сформулировать следующие рекомендации для педагогов физической культуры и тренеров, желающих реализовать комплексный подход в работе со школьниками:

Планировать темы уроков и тренировок так, чтобы они не дублировались, а дополняли друг друга, например, координационные упражнения на уроках можно усилить техническими элементами игры на секции [3].

Регулярно давать ученикам возможность почувствовать успех: внутренняя мотивация через участие в турнирах, похвала, грамоты, коллективные цели очень действенны, особенно в подростковом возрасте [4].

Поощрять рефлексию: обсуждать с детьми, что у них получается, какие ощущения после занятия, что бы они хотели улучшить, это повышает интерес и формирует чувство ответственности.

Волейбол – идеальный инструмент для развития навыков общения, взаимовыручки и самодисциплины, но необходимо делать упор не только на результат, но и на командный процесс [5].

Необходимо так же вести учет физической динамики учащихся, собирать обратную связь и корректируйте подход в зависимости от результатов, учитывать возрастные особенности, уровень подготовки, состав группы.

Заключение. Комплексный подход к физическому воспитанию школьников, реализуемый через сочетание урочной и внеурочной деятельности, продемонстрировал высокую эффективность в условиях ГКП на ПХВ «Школа-гимназия № 30» акимата города Астаны. Исследование подтвердило, что совмещение уроков физической культуры с секционными занятиями по волейболу способствует не только развитию физических качеств, но и формированию личностных характеристик учащихся: уверенности в себе, дисциплины, командного духа и мотивации к регулярной физической активности.

Полученные результаты показывают, что при правильной организации учебного процесса и системной работе вне уроков можно значительно повысить интерес детей к спорту, улучшить их физическую подготовленность и создать здоровую, активную школьную среду.

Комплексный подход требует от педагога гибкости, планирования и готовности к индивидуальному взаимодействию с учащимися, но вложенные усилия оправдывают себя высоким уровнем вовлеченности и устойчивыми положительными результатами.

В дальнейшем данный подход может быть адаптирован для других видов спорта и возрастных категорий, а также служить основой для более глубоких педагогических исследований в области интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Перечень использованных источников.

  • Садыкова А.А. Методика преподавания физической культуры в общеобразовательной школе. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2020. – https://kaznpu.kz/ru/
  • Бакирова Ж.К. Организация внеурочной спортивной деятельности школьников: теория и практика. – Нур-Султан: Қазақ университеті, 2019. – https://kazuniver.kz
  • Оспанов М.Т. Комплексное развитие физических качеств учащихся в условиях школьного обучения. – Алматы: Республикалық баспа, 2018. – https://nabrk.kz
  • Ахметова Л.Е. Влияние командных видов спорта на формирование личности школьника // Вестник педагогических наук РК. – 2022. – №2 (78). – С. 45-49. – https://journals.nis.edu.kz/index.php/pednauka
  • Ермекбаева Ш.Н. Мотивация школьников к занятиям спортом в условиях секционной работы // Физическая культура и спорт в современном обществе. – 2021. – №4. – С. 12-16. https://vestnik-sport.kz

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*