Скородумова Людмила Геннадьевна,
учитель начальных классов
средней школы №18, г.Тараз
После достижения независимости нашей страны, возрос интерес народа к познанию своей Родины, ее языка, культуры, ценностей, истории. Это — естественное явление. Каждому человеку присуще желание знать историю своей Родины. На сегодняшний день весь мир признал, что край, называемый Казахстаном является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации. Эта древняя и священная земля взрастила великих ученых, мыслителей, политиков, полководцев. Одним из таких великих мыслителей, просветителей, поэтов, писателей и, конечно же, одним из великих и одаренных педагогов является Ибрай Алтынсарин. И.Алтынсарин один из первых выдающихся просветителей-педагогов, который внес огромный вклад в образование нашего государства.
На сегодняшний день современный мир меняется очень быстро. В нашу жизнь прочно вошли технологии и разные гаджеты и, с каждым годом технологии выходят на новый уровень. Вместе с миром меняются и люди. Поэтому вместе с людьми должно меняться и современное образование. Образование сейчас насыщенно новыми подходами, цифровыми ресурсами, большим потоком знаний и это хорошо, потому что образование должно идти в ногу со временем.
Но надо отметить и тот факт, что на современном этапе наше общество остро нуждается в учителях новой формации, однако учитель навсегда останется именно учителем и должен обладать теми же моральными, ценностными установками, что и во все времена.
Здесь также нельзя забывать о педагогическом наследии нашего народа, в том числе о наследии И.Алтынсарина – великого просветителя и педагога казахского народа.
В этом году мы отмечаем 180-летие первого учителя народа И.Алтынсарина. Он всегда был целеустремлённым, и смыслом жизни для него стала постоянная забота об учителе, создании для него условий труда, подготовка педагогических кадров. И это была его благородная миссия — служение педагогической деятельности.
Эпоха, в которой он жил, была непростой, сложной, но даже в такое время И.Алтынсарин преодолевая все трудности, нашел себя, своё призвание, мобилизовал все свои возможности и достиг исключительно высоких успехов на поприще народного учителя и просветителя, а также заслужил признание в оценке современников.
Пути к достижению цели не лёгкий, потому что всё добывается упорным трудом, в чём мы убеждаемся на опыте И. Алтынсарина.
И.Алтынсарин — уникальная личность, он не просто педагог, а человек, наделённый талантом, разносторонними интересами и познаниями в самых разнообразных отраслях знаний. Он также прекрасно разбирался в истории своего края, этнографии, фольклоре, литературе, знал четыре языка. И это выделяло его из среды современников, возвышало в глазах окружающих, обогащало его как педагога.
На современном этапе, в период модернизации школы, обновления системы образования имеется большая необходимость в учителях новой формации, наделённых лучшими качествами, какими обладал И.Алтынсарин. Изучение опыта великого педагога представляет несомненную ценность, служит для нас, нынешних учителей, уроком педагогического мастерства и творческого отношения к своему труду, чем отличался И.Алтынсарин.
Очень важны нам, педагогам, поэтические строки просветителя, обращённые к молодёжи, как призыв к овладению знаниями «Дети, в школу идите!…», так как именно образование и стремление к учебе поможет им в жизненном пути.
И.Алтынсарин также заботился о создании библиотек при каждой школе, придавал этому большое значение. В своем послании Народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев сделал акцент на значимость библиотек и детского чтения. Данная идея сейчас очень актуальна, ведь действительно очень важно, чтобы была оказана поддержка детского чтения и грамотности. Потому что чтение – один из самых важных компонентов образования, хотя, конечно, сейчас вытесняется просмотром видео и компьютерными играми. Поэтому сейчас очень важно развить потребность ребёнка в чтении – это задача семьи и школьных педагогов.
Хочется отметить еще одну сторону И.Алтынсарина: отеческую заботу по отношению к детям: глубокое уважение, внимание к их нуждам, своевременная помощь. Такой стиль отношений в практике педагога Алтынсарина говорит о его гуманности, в основе которого лежит человечность, признание ребёнка высшей ценностью. Потому что, первокласник, переступая порог школы, не должен ощущащть себя скованным, закрепощённым, а должен испытывать радость познания нового как источник его удовлетворения, как дар учителя, видеть его улыбку, приветливость, доброжелательность, которые проявлял И.Алтынсарин как педагог. Нетрудно представить себе самочувствие детей, их удовлетворённость занятиями, когда они видят подобное алтынсаринское отношение к себе. Такие уроки – это уроки, прививающие глубокое уважение и расположение к учителю.
Для И.Алтынсарина школа была своеобразной педагогической лабораторией. Здесь он постоянно работал над созданием педагогических трудов, прежде всего учебников и методических руководств, что поучительно и для сегодняшних учителей. Его «Киргизская хрестоматия» стала «учебником жизни» для многих учителей того времени. Оригинальные по содержанию авторские пособия великого педагога служили методическим обеспечением учебного процесса в начальной школе. Они отличались яркими примерами из жизни, включали рассказы, новеллы, стихи, произведения устного народного творчества познавательного и воспитательного характера вызывали интерес у учащихся и легко запоминались. Всё это способствовало нравственному воспитанию, трудолюбию, гуманному отношению к людям, особенно к престарелым, вызывало чувство любви к родному краю, природе, национальным традициям.
Обучение и воспитание у Алтынсарина было слито воедино и подчинено главной цели — формированию разносторонней гармоничной личности.
Многое из педагогического опыта И.Алтынсарина заслуживает самого пристального внимания и творческого использования учителями, в том числе в профессиональном становлении молодых специалистов.
В ходе изучения педагогического опыта великого педагога можно сделать такие выводы: свим наследием И. Алтынсарин учит нас быть образованными и воспитанными, внедрять в учебный процесс культ знаний и культ труда, быть патриотом своей школы и своей страны; творческий подход педагога-новатора к образованию учит нас непрерывному педагогическому поиску инноваций, эффективных методических технологий в учебно-воспитательном процессе; на опыте И.Алтынсарина мы убеждаемся в значимости использования воспитательных возможностей, заложенных в учебных предметах. Каждый предмет что-то даёт, развивает какие-то качества; опыт успешной педагогической деятельности педагога-новатора позволяет видеть современного учителя вдохновенным, творчески настроенным и мобильным, проявляющим свою личностную индивидуальность и способность быть востребованным в современной школе.
В конце хочется сказать И.Алтынсарин – это пример для всех педагогов, образец для подражания, и благородная миссия каждого учителя – служение педагогической деятельности!