Абилькина Шолпан Куановна,
преподаватель специальных дисциплин
КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский высший медицинский колледж»
КГУ «Управление здравоохранения акимата Северо-Казахстанской области», СКО
Оптимизация форм образования является сейчас, на данном этапе развития Казахстана, наиболее актуальной в связи с вхождением Казахстана в мировое образовательное пространство и присоединением к Болонскому процессу. Произошло существенное повышение требований к качеству образования, проводятся реформы в области образования, принимаются новые государственные стандарты в подготовке медицинских кадров.
Медицинская помощь должна быть качественной, поэтому вопрос о подготовке медицинских кадров и качестве образования был актуальным во все времена, однако особую остроту он приобрел в связи с модернизацией и совершенствованием профессионального образования, особенно средних медицинских работников для учреждений первичной медико-санитарной помощи. Одной из основных задач развития медицинского образования является обеспечение международных стандартов образования и профессиональной подготовки, соответствующих динамике и перспективам развития рынка труда. Профессиональная подготовка медицинских кадров должна обеспечить формирование компетентного и ответственного, способного оказывать помощь медицинского работника.
Медицинская сестра – полноценный и полноправный участник лечебного процесса с определенными функциями, которые должны быть четко обозначены. Пациентам требуется не только диагностика и терапия, но и профессиональный уход, пациентов следует обучить некоторым манипуляциям, поддержать психологически.Это объясняются тем, что амбулаторно-поликлиническая служба является важнейшим звеном, обеспечивающим своевременное выявление, профилактику и лечение основной массы больных. Очень важно, что бы в результате обучения каждый студент овладел теми знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему по окончании учебного заведения работать в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Для достижения этих целей предусматриваетсявнедрение в учебный процесс активных методов обучения, основанных на формировании базовых,профессиональных и специальных компетенций, позволяющих выпускникам самостоятельно приобретать знания, максимально приближенные к практическому здравоохранению. К этим методам относятся методы: CBL– cased based learning –метод, основанный на клиническом случае и TBL – Team based learning -метод групповой работы, которые я использую в преподавании «Сестринского дела в акушерстве и гинекологии».
Методы обучения, основанные на клиническом случае (CBL– casedbasedlearning) и метод групповой работы (TBL – Teambasedlearning)
В медицинском учебном заведении конечная цель профессионально-направленного обучения становится понятной для студентов лишь при взаимодействии с клиническими дисциплинами на старших курсах, когда происходит постепенный переход от совместной с преподавателем работы к самостоятельной работе с пациентом в режиме помогающих отношений: диагностика, лечение, профилактика, реабилитация. Движение к конечным целям – достижение промежуточных целей – определяется вкладом каждой дисциплины, каждого преподавателя в конечный результат.
Порядок изучения специальных дисциплин на доклиническом и клиническом этапах соответствует логике развития клинического мышления. Активные методы обучения повышают уровень самообразования и творческого освоения знаний, позволяют студенту активно участвовать в процессах получения знаний и опыта, взаимодействовать с учебным окружением, развивает клиническое мышление.
Обеспечение качественной подготовки специалистов во многом зависит от эффективности учебного процесса. Особую проблему в обучении составляет задача научить практическому использованию практических знаний, поэтому повышение познавательной активности студентов, побуждение к творчеству может рассматриваться, как движение от незнания к знанию, от неумения к умению. С этой целью на занятиях по «Сестринскому делу в акушерстве и гинекологии» я использую активные методы обучения, основанные на клиническом случае.При решении клинических ситуационных задач студентыприобретают навыки диагностической интерпретации обнаруженных признаков заболевания, учатся формировать акушерский диагноз, оказания необходимой доврачебной помощи, составлять план сестринского наблюдения и ухода.
При разборе клинического случая студентам приходится вспоминать ранее полученные на смежных дисциплинах знания. Так, для постановки диагноза необходимы знания анатомии, физиологии, сестринского дела. Для составления плана сестринского вмешательства важны знания основ сестринского дела, основ неотложной помощи и др.
При решении клинических ситуационных задач студенты работают в малых группах по 3-4 студента, разного уровень подготовленности студентов группы может быть разнымкак сильные, так и более слабые студенты.Работа в команде помогает студентам совместно решить трудную задачу.Позволяет оказывать помощь друг другу, принимать и уважать решения члена команды, учит отстаивать свою точку зрения, способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию коллективизма.
При использовании на практических занятиях методовTBL, CBL я знакомлю студентов с целью и задачами темы, делю студентов методом случайного выбора на малые группы (команды) по 3-4студента, каждой команде по теме занятияпредлагаюклинический случай.В представленных заданиях подробно расписаны жалобы больных, анамнез болезни и жизни, эпиданамнез, клинико-лабораторные данные, даю регламент времени для обсуждения в группах имеющихся данных и принятия единодушного решения.
Студенты должныпонимать, что с такой ситуацией они скоро столкнуться в ближайшее время в процессе своей профессиональной деятельности. В итоге вместо поверхностного и механического запоминания информации мы получаем осмысленное и глубокое понимание изучаемого материала.
Для успешного использования методов Сased based learning (CBL)и Team based learning (TBL) немаловажным является не только распределение задания, но и правильное составление клинической ситуационной задачи, постановка конкретной задачи, цели занятия, указание сроков его выполнения, при этом учащиеся более рационально используют своё время.
В литературе выделяются следующие типы проблемных ситуационных клинических задач (М. С. Дианкина, М. Г. Голубчикова):
- Задачи с недостающими исходными данными
- Задачи с избыточными исходными данными,
- Задачи с неопределенностью в постановке вопроса,
- Задачи с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии,
- Задачи, допускающие лишь вероятностное решение,
- Задачи с ограниченным временем решения,формулирующие экстремальные медицинские ситуации,
- Задачи, требующие использования предметов с необычной для них функцией
- Задача на обнаружение ошибки в решении.
- Задача на закрепление или повторение пройденного материала,
- Проблемная задача,которая требует выявить существующие проблемы, обнаружить в них противоречие и найти оптимальные пути их разрешения.
В любом случае описание клинической ситуации должно содержать определенные вводные данные и должны соответствовать шаблонам клинической ситуации с описаниями больных и требованиям ВОЗ к подготовке задач на моделирование в медицине.
Для успешного освоения студентами методов Сased based learning (CBL)и Team based learning (TBL) на занятиях по доклинической и клинической практике по дисциплине «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» я даю инструктаж по решению задачиситуационные задачи и первоначально до формирования навыков решения клиничиские задачи решаются сообща, при этом приходится задавать наводящие вопросы для выделения синдромов и симптомов данной патологии. В дальнейшем сравнивая посиндромно сходную патологию, проводя анализ учащиеся проводят дифференциальный диагноз выявленной патологии. Например:
Инструкция по решению задач по теме «Акушерские кровотечения»
- Первый этап – ознакомиться с условием задачи
- Определить срок беременности, период родов
- Выделить настоящие проблемы (жалобы и данные объективного обследования)
- Выделить приоритетную проблему — в данном случае кровотечение
- Определить сроки возникновения кровотечения:
- во время беременности
- в 1 половине беременности
- во 2 половине беременности
- во время родов:
- в 1 периоде родов
- во 2 периоде родов
- в 3 периоде родов
- в послеродовом периоде
- в раннем послеродовом периоде
- в позднем послеродовом периоде
- Выделить потенциальную проблему (возможные осложнения данной патологии)
- Определить факторы риска (экстрагенитальная патология)
- Провести диференциальную диагностику
- Составить план сестринского наблюдения, ухода и сестринского вмешательства и оказания неотложной помощи при отсутствии врача
- Оценка акушерского анамнеза
- Оценка степени кровопотери, установление источника кровотечения
- Оценка и мониторинг общего состояния
- Действия медицинского персонала (вызвать врача, до прихода врача оценка состояния женщины, катетеризация периферических вен, этиотропная неотложная помощь)
- Оказание неотложной помощи при отсутствии врача при появлении симптомов геморрагического шока по алгоритму (при наличиисимтомов геморрагического шока инфузиякристаллоидных растворов)
- Информирование соответствующего стационара о транспортировке пациентки
- Транспортировка в ближайший стационар специализированной помощи
При этом в саму клиническую ситуацию включаю информацию:
- О возрасте пациентки (например, беременная 25-лет).
- Место оказания помощи (например, обратилась в приемный покой).
- Жалобы в настоящее время (например, по поводу головной боли, боли в эпигастрии, локальная болезненность и асимметрия матки, кровянистые выделения из половых путей).
- Длительность (например, головная боль, продолжается в течение двух дней, кровянистые выделения на момент поступления в стационар).
- Анамнез жизни (с семейный анамнез).
- Данные физикального обследования (отёки нижних конечностей и передней брюшной стенки).
- +/- Результаты диагностических исследований (протеинурия 0,3г/л).
- +/- Первоначальное лечение, последующие данные (на диспансерном учете по беременности не состояла, лечение не проводилось) и т.д.
В ходе решения ситуационной задачи учащиеся не только выставляют диагноз, но и определяют тактику медицинского работника на догоспитальном этапе. Контроль результатов усвоения строится в форме обсуждения, такая форма работы, являясь вариантом клинической конференции, обеспечивает формирование у студентов грамотной профессиональной речи, что непосредственно связано со становлением клинического мышления.
Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы. Работа в группе по анализу ситуации позволяет студентам не только лучше усвоить материал, но и рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению той или иной практической задачи или проблемы. Технологии анализа ситуаций позволяют развивать аналитические способности и критическое мышление; более осмысленно соединять теоретические знания с практикой, формировать навык оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности, точно выражать свою точку зрения и аргументировать ее, формировать навык решения комплексных задач, что имеет немаловажное значение для практической деятельности будущего специалиста.
Наряду с решением клинических ситуационных задач на занятиях по доклинической клинической практике традиционно использую работу с клиническими протоколами диагностики и лечения, для ознакомления студентов с современными принципами диагностики и лечения. На занятиях студенты отрабатывают практические навыки по оказанию неотложной помощи на акушерских фантомах в кабинете доклинической практики и на медицинском многофункциональном симуляционном оборудовании по имитации родов Noelle.
Таким образом, применениеметодовСased based learning (CBL)и Team based learning (TBL) на занятиях по доклинической и клинической практике по дисциплине «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии» способствует формированию клинического мышления, способствует формированию базовых профессиональных компетенций среднего медицинского работника
Литература
- Эффективные методы преподавания в медицинском вузе – Методические рекомендации. Изд. 1 / А.О. Абдрахманова, М.А. Калиева, А.А. Сыздыкова и др. – Астана. – 2015. – 55 с.
- Андаспаева А.А., Жыланбаева Б.К., Жусипбекова Ш.Е., Суранчиева З.Т., Акжолова А.А., Бекежанова А.А., Жакипова Ш.А., Баракова А.Ш., Шадинова К.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-3. – С. 468-472;
- URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9278 (дата обращения: 06.06.2019).
Современная методология практического занятия в медицинских ВУЗах (методические рекомендации) https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=272