Home » статьи » Основные критерии хорошей речи

Основные критерии хорошей речи

Васильева Алла Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы.
КГУ ОШ № 57, г. Алматы, Жетысуский район

    Каждый человек, живущий в социуме, общается с другими людьми в течение всей жизни. Для того чтобы ваше общение с собеседником было конструктивным, существует понятие культуры речи. Умением свободно и доступно излагать свои мысли владеют далеко не все наши сограждане. Еще в античные времена люди стремились правильно говорить. Этому была посвящена целая дисциплина – риторика, учившая древних греков произносить пламенные речи.

Культура речи является отдельной дисциплиной в языкознании. Ее основной целью выступает не накопление как можно больших знаний, а умение их правильно применять. Речь — это выявление характера человека и даже общества в целом. Качества хорошей речи очень многогранны. Они показывают, насколько стиль общения соответствует ситуации. Речь должна быть успешной как для того, кто говорит, так и для того, кому она адресована. Это основной принцип, описывающий хорошую речь и ее качества. Речь — это средство, позволяющее соединить звуки с определенным смыслом, а также выразить личность человека, его мысли, чувства и эмоции. Люди овладевают речью с детства. В течение жизни они шлифуют, совершенствуют этот инструмент самовыражения. Если речь соответствует всем современным литературным нормам, она может называться правильной. Если в ней нет чуждых литературному образцу выражений и конструкций, такое средство общения называется чистым. Речь богата, когда в ней используют стилистические приемы и методы. Она становится яркой. Речь также может быть логичной или точной, соответствовать определенному стилю, на который настроена аудитория. Но если этот инструмент самовыражения доступен слушателям, это понятная речь. Ведь очень важно, чтобы сказанное затронуло слушателей. Главные качества хорошей речи лежат в области степени ее воздействия на человека.

В речи, прежде всего, проявляется личность. Интеллект, чувства, интересы человека всегда отражаются в том, что и как он говорит. Культура речи — это культура мышления. Умение должным образом означить явление свидетельствует о качестве мыслительных процессов. Речь, которая не соответствует норме, приводит к деформированному мышлению. Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект предполагает владение правильной речью, коммуникативные нормы ориентированы на обеспечение максимально возможной эффективности общения, этический аспект предполагает соблюдение норм речевого поведения, основанных на речевой этике. Это умение облечь свои мысли в литературную словесную форму и донести их до своих слушателей так, чтобы это было понятно. Отдельные индивидуумы умудряются доносить свои мысли при помощи ненормативной лексики. Как вы сами догадываетесь, эта «речь» не имеет ничего общего с таким понятием, как культура. Если человек хочет добиться высокого карьерного роста, вырастить хороших, воспитанных детей, общаться с интеллигентными людьми, то он обязан в совершенстве владеть своим языком и культурой речи.

Культура речи подразумевает владение правилами и конструкциями литературного языка. Причем как в устной, так и письменной его формах. Умение подобрать и правильно организовать средства выражения мыслей также входит в понятие «культуры речи». Качества хорошей речи позволяют в определенной ситуации достичь задачи, поставленной перед коммуникацией. Культура речи также подразумевает соблюдение этикета общения. Основными понятиями этого вопроса являются литературный язык, его нормы, стиль и стандарт, виды и формы речи. Для построения хорошей речи необходимо владеть основными качествами речи (такими, как правильность, чистота, точность, доказательность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность). Важно не только знать нормы современного русского литературного языка, но  и применять их на практике. Известный лингвист Т.Г. Винокур очень точно определила речевое поведение как «визитную карточку человека в обществе».

Качества хорошей коммуникативной речи обладают массой признаков. Правильность служит основой для таких признаков хорошей речи, как богатство, чистота, логичность, точность, ясность, уместность, благозвучность. Это краткий перечень. Он определяет качества хорошей речи. Правильность — один из главных критериев. Правильная речь соблюдает существующие нормы языка, например, произношение, лексику, стилистику, морфологию, синтаксис. Богатство речи определяется по наличию в ней разнообразных языковых средств. Ее чистота заключается в отсутствии нелитературных слов. Точность как составляющая правильности речи предполагает соответствие слов их действительным значениям. Логичность позволяет придать понятности речи. Она должна соответствовать законам логики, чтобы не быть запутанной. Выразительность пробуждает эмоции, а ясность — адекватное понимание сказанного. Простота позволит общаться естественно, а уместность сделает общение соответствующим задачам его осуществления.

Таким образом, хорошая речь – это прежде всего речь целесообразная. Целесообразность речи как критерий ее хороших качеств касается не только формы выражения мысли, но и самого содержания сказанного или написанного, что связывает целесообразность речи с этикой общения. Безусловное качество хорошей речи – ее соответствие этикету. Соблюдение современных языковых норм также входит в данное нами определение. Действительно, не может быть хорошей речь неправильная. Прежде всего это связано с тем, что неправильная речь затрудняет понимание. Это происходит и при использовании незнакомых иноязычных слов, тем более при их употреблении не с тем значением, которое зафиксировано в словарях.
Многие неправильности пониманию не мешают, но тем не менее исключают хорошее качество речи, поскольку вызывают со стороны адресата или наблюдателя незапланированное говорящим впечатление от его речи, как речи не очень культурного человека. Оценка качества речи зависит от очень многих условий, в том числе социолингвистических. Жаргонизмы в речи молодежи и в речи людей солидного возраста, в неофициальном и в официальном общении не могут оцениваться одинаково. Однако нельзя как хорошую оценивать речь любых адресантов и в любых условиях, если жаргон полностью вытеснил в данной дискуссии литературную лексику. Следовательно, критерием, если не хорошей в полном смысле этого слова, то хотя бы допустимой речи должны быть, с одной стороны, степень ее литературности и опять же степень целесообразности использования тех или иных языковых средств.
С другой стороны, безусловно, критерием хорошей речи в любом случае остается ее понятность адресату, поэтому недопустимы не только малоупотребительные в русской речи иностранные слова. Однако не может быть названа хорошей и речь, не способная выразить ни сложные мысли, ни многие понятия. Очевидно, что хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства.

К основным критериям хорошей речи относят: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи.

Итак, можно сделать несколько выводов из сказанного выше:

  1. Хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне знания ситуации ее осуществления и распространения, ее целей и задач, отношений между коммуникаторами, характера и свойств адресата речи.
  2. Хорошая речь – целесообразная речь, успешная для адресанта и эффективная для адресата.
  3. Правильность речи – необходимое, но недостаточное качество для критерия хорошей речи.
  4. Хорошая речь всегда соответствует нужной в данной ситуации функциональной разновидности литературного языка и используемой форме речи (устной или письменной), национальным традициям общения и этическим нормам поведения.

По мнению современных учёных, хорошей может быть признана только речь

— современная

— целесообразная

— понятная адресату

— творческая, оригинальная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*