Зотова Елена Николаевна
Педагог-психолог
ГККП ясли-сад № 21 «Росинка»
ЗКО г.Уральск
Цели: коррекция личностных нарушений; обсуждение проблемы негативного восприятия отцом недостатков развития его ребенка; формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, межсупружеских и родительски-детских взаимоотношений; обучение технике мышечной релаксации и релаксации при совместном групповом пении.
«Инклюзия — это не история про жалость»
Можно ли детям – инвалидам посещать детские сады, учиться в школе вместе с обычными?
В Казахстане скоро вступит в силу новый стандарт, при котором дети с ограниченными возможностями будут вовлечены в процесс образования наравне с обычными. Инклюзивное образование полностью войдет в нашу жизнь. Чтобы понять, кому и зачем это нужно, мы поговорили с Вами уважаемые гости нашей студии.
Инклюзия (от inclusion – включение) – п роцесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь
— Для начала мы собираем всех ребят и рассказываем им, что каждый человек уникальный и имеет свои индивидуальные особенности: кто-то носит очки, кто-то слуховой аппарат. Мы проигрываем разные ситуации, показываем сценки, читаем сказки, например, «Цветик-семицветик».
Далее ребенок с ограниченными возможностями приходит к нам в гости. Это может быть праздник. Дети учатся вступать в коммуникацию, и у них возникают вопросы наподобие «почему он/она не ходит, не говорит, не слышит?»
— Постепенно мы пришли к выводу, что у детей нет барьеров. Все барьеры в головах у взрослых, которые очень долго жили в мире без инвалидов. А инвалиды жили в другом мире.
Мы должны учить наших детей нашего детского сада придерживают дверь перед ребенком на коляске, помогают учиться тем, кто слабее их. Чувствуется атмосфера абсолютного равенства, сплоченности. Между детьми складываются теплые отношения, главенствует взаимопощь.
Большая работа ведется с родителями. Мы проводили собрания, где рассказывали о нашем инклюзивном проекте. Сами дети рассказывали папам и мамам о своих новых друзьях, которые оказались веселыми и интересными ребятами. Проблем с родителями не было, потому что мы не просто рассказали об инклюзии, но показали ее плюсы.
Что дает обычным детям инклюзивное образование?
От инклюзии выигрывают все дети без исключения. Например, если ребенок находится в коррекционном детском садике, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее.
От инклюзии выигрывают и обычные малыши. У них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.
Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия – это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.
Я уверена, что перед нейротипичными детьми, которые выросли в инклюзивной среде, не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и зачем он так необходим перед тем или иным учреждением.
Решать только родителям: отдать ребенка в коррекционную школу/детский сад либо выбрать инклюзив. Такого, чтобы вообще не взяли, быть не может.
Благодаря инклюзии здоровый ребенок учится заботиться, оказывать внимание, активно развивает навыки коммуникации. Ребята помогают осваивать творческие навыки детям с инвалидностью, тем самым совершенствуются еще больше.
Зачем вообще его учить, ведь он всё равно не станет полноценным человеком?
Бетховен был глухим, но это не мешало ему создавать гениальные произведения. Вспомните Билла Гейтса, который страдает аутизмом. Это не помешало ему создать такую огромную компанию, как (Макрософт) Microsoft. Доказано: чем раньше ребенок войдет в общество обычных людей, тем больше шансов, что он станет полноценным членом общества.
Пусть такие дети учатся в своих коррекционных школах, разве в обычной среде им будет не сложно?
Когда дети с инвалидностью обучаются среди нейротипичных детей, у них появляется стимул к развитию, они хотят говорить, играть, читать, они перенимают повадки здоровых детей. Допустим, ребенок с инвалидностью дома не ел ложкой, увидел, как в садике все питаются при помощи ложки, и сам начал.
Зачем их вводят в инклюзию? Мы расстраиваемся, когда видим детей с инвалидностью.
Тогда мы снова показываем все плюсы от инклюзии, которые получат именно здоровые дети.
Наверное, у ребенка родители курили и выпивали, раз он такой уродился?
Такие дети могут рождаться у родителей, ведущих здоровый образ жизни. Это нельзя предугадать наверняка. А у мамы-наркоманки и алкоголички в одном лице может родиться абсолютно здоровый ребенок.
А чего боятся мамы детей с инвалидностью?
Они переживают, как примут их ребенка в коллективе, не будут ли обижать. Спрашивают, какие условия будут созданы.
Девочка Герта имела сложности с речью. Мы поняли, что наша команда должна стимулировать ребенка говорить. Герта стала петь, говорить, всё повторяет. Девочка видела, как поют другие дети, и начала подражать им. Сначала не очень получалось, но постепенно налаживалось.
Мы не считаем этих детей больными, просто у них есть особенности. Ведь если человек носит очки, мы же не считаем его неполноценным.
Почему инклюзивное образование начали активно вводить в последнее время?
Во всем мире инклюзия является нормой уже лет сорок. А мы к этому постепенно подошли только сейчас. В СССР общество было полярно: вот есть обычные люди, а есть инвалиды с их коррекционными школами и интернатами. Но ведь у детей с инвалидностью должны быть права, как у всех, они такие же, как мы. Даже в Конституции написано, что каждый ребенок может получать образование. Просто не было механизма претворения этого в жизнь. В последнее время люди с инвалидностью все чаще отстаивают свои права, началась борьба за полноценную жизнь.
Инклюзия нужна для того, чтобы не было разделения. Когда люди видят человека на коляске на улице, то они начинают рассматривать его, глазеть, как на диковинную зверушку. Мы не умеем выстраивать коммуникацию с такими людьми.
Благодаря инклюзии каждый ребенок реализует свое конституционное право на образование.
Мы еще в самом начале пути и сделать нужно будет много чего. Родители нейротипичных детей должны понять, что инклюзия — это здорово и для их ребенка, тогда вопросов станет меньше.
Необходимо переобучать педагогов, поставлять специальное оборудование.
- Обсуждение.
Дать ответ на вопрос:
— Понимаем ли ВЫ друг друга в семье ?
— Что Вас объединяет?
— Что может объединять мужа и жену?
(Взаимная любовь, любовь к детям, любовь к ребенку, общие интересы)
— Может ли Вас разделить болезнь ребенка?
Наверное, это зависит от самих родителей: от того, какие чувства они испытывают к рожденному ими больному ребенку, насколько они привязаны друг к другу и к ребенку, как понимают друг друга, каким представляют свое семейное счастье и какое место в нем занимает больной ребенок. Давайте обсуди эти проблемы…»
- Игра «Чудесный мешочек». Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся мелкие предметы. Каждая из участниц опускает руку в мешочек и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет условия игры: «Вы вытащили из мешочка какой-то предмет. Теперь вам необходимо отыскать в нем такие характеристики, которые объединяют его и вашу семью. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик круглый. В нем нет углов, значит, и нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за столом, круглым, как этот шарик. Это и есть то, что объединяет этот шарик и нашу семью».
3.Игра «Диалог между сторонами моего Я: « ласковая мать и жена и строгая мать и жена». Игра «Диалог…» позволяет развить в участницах чувство самоутверждения, сделать адекватной самооценку и преодолеть личностные проблемы. Особое значение «Диалог…» имеет при коррекции у родительниц личностных нарушений: неуверенности в себе, агрессивности, авторитарности, истеричности, проявлений мазохизма, сензитивности.
Для выполнения упражнения в центр круга ставятся два стула. Каждый из стульев символизирует определенные и одновременно противоположные друг другу личностные характеристики (например, ласковая и строгая мать/жена). В зависимости от того, куда садится участница, она исполняет ту или иную роль.
Я как мать должна: — уметь в случае стрессовой ситуации мысленно построить преграду, защитную стенку — или поместить ребенка и себя в невидимый футляр — или броню для того, чтобы отделиться от любого раздраженного или агрессивно настроенного по отношению к моему ребенку и ко мне субъекта.
- Основная часть. Рассказы мам. Обсуждение.
Психолог: — вывешивает перед участницами подготовленный текст рассказа, написанный крупным шрифтом, и читает их вслух.
Обсуждение:
Выскажите ваше мнение по поводу обоих рассказов.
Какие проблемы существуют в этой семье, на ваш взгляд?
Как можно помочь этой семье и от чего предостеречь?
Какая сложная ситуация как справиться с этим?
Как их преодолеть?
Какие собственные психологические ресурсы (приемы) вы использовали?
Поделитесь вашим жизненным опытом и вашими жизненными удачами?
Заключение: Образуйте круг.
Возьмите друг друга за руки и вместе со мной повторять нараспев:
Руки вместе, станем в круг (соединяют руки).
Руки вместе, станем в круг.
Мы все вместе в этом круге (руки раскачиваем).
Мы все вместе в этом круге.
В нашей группе, в нашей группе,
Держимся мы друг за друга (обнимаемся как родные)