Еркінқызы Әсем
КГУ«Специальная школа-интернат №5»
управления образования ВКО, г.Семей
учитель начальных классов
Цель: Расширить представления о воде, ее свойствах и значении, учить правильно употреблять слова в речевой практике, уточнять смысловое понятие слов.
Задачи: Образовательная: формировать представления учащихся на основе исследовательской работы о свойствах воды.
Развивающая: развивать умения работать с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проделанных опытов, развивать познавательный интерес.
Воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки при работе в парах, интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе родному краю.
Оборудование: плакат, глобус, карточки, вода, материал для опытов.
Ход урока.
Вводная часть. Психологический настрой. Настраиваются на урок. Минута календаря. Анализ погоды на день.
Речевая разминка со звуком З. Проговаривание чистоговорки.
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала. Отгадывают загадку.
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
Я летаю и бегу
Неподвижной быть могу.
Я и льдинка голубая, я и капля дождевая,
И снежинка вырезная,
Вы узнали без труда
Называюсь я ……. ВОДА
Определяют тему урока.
— Значит, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
— Совершенно верно, сегодня мы с вами будем беседовать об основных свойствах воды, о ее значении для человека и природы, а значит, и для нас.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
— Как вы думаете, много ли воды на Земле? Посмотрите, такой видят космонавты Землю из космоса. Перед вами уменьшенная модель Земли – глобус. Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящий глобус? Почему? Правильно, потому что 3/4 поверхности занимает вода
— Скажите, какого цвета больше?
— Что же изображено голубым цветом?
— А где можно встретить воду на нашей планете?
— А вы знаете, что вода в природе совершает путешествие по кругу?
— Вначале вода превращается в пар, испаряясь с поверхности моря или океана. Пар, поднимаясь в воздух, превращается в облака. Из облаков проливается дождь. Дождевая вода стекает в реку, оттуда она попадает в море и вскоре опять начинает испаряться. Все вместе это называется круговоротом воды в природе.
Основная часть.
— Возможна ли жизнь на земле без воды?
— Вода – главное богатство на земле
— Давайте выявим основные свойства воды. Сегодня вам предстоит побывать в роли исследователей. Узнать какими свойствами обладает вода.
Физминутка.
Море очень широко,
Море очень глубоко.
Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить нельзя!
Практическая работа.
Опыт 1. Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?
Вывод — Вода не имеет вкуса.
Опыт 2. Сейчас мы будем определять, имеет ли вода запах. Что мы для этого должны сделать?
Вывод — Вода не имеет запаха.
Опыт 3. Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане? Что можно сказать?
Вывод – Вода прозрачная.
Опыт 4. Добавьте в стакан с водой соль. Размешайте. Что произошло с солью ?
Вывод – Вода растворитель.
Опыт 5. Аккуратно зачерпните ложкой воду из банки снова вылейте ее в нее. Течет вода? Почему?
Вывод – текучая
Опыт 6. Около банки с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет воды с цветом бумаги. Имеет ли вода цвет?
Вывод – Вода не имеет цвета
Опыт. Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, вазу. Какую форму имеет вода?
Вывод – Вода не имеет форму.
Игра «Вода – не вОДА»
Я называю слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны поднять руки, если предмет, не содержит воду – потопайте ногами.
Фокус.
— А сейчас ребята, я вам по секрету расскажу, что нашему Жанторе очень нравится делать фокусы. Один он приготовил для нас сегодня. Перед вами 3 бутылки с водой и платок.
Ты вода-водица,
Стань вода-водица,
Не простой, а зеленой! Встряхивает бутылку
Ты вода-водица,
Стань вода-водица,
Не простой, Синей! Встряхивает бутылку
Ты вода-водица,
Стань вода-водица,
Не простой, Красной! Встряхивает бутылку
— Что же произошло? Вода изменила цвет.
— А от чего зависит цвет воды? Цвет воды зависит от того, что в ней растворили
— Так какое же свойство воды Жанторе подтвердил фокусом? Вода – растворитель
— А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения? Когда утром завариваем чай или кофе
Работа по карточке. Вам нужно составить правильные утверждения. Соедините стрелкой.
Вода | воду напрасно |
Не расходуйте | одно из главных богатств Земли |
Воду | загрязнять воду |
Нельзя | надо беречь! |
Итог урока.
— О чем мы сегодня говорили на уроке?
— Что вы узнали нового?
Рефлексия. Предлагает оценить свою работу при помощи лесенки успеха.