Сулейменова Татьяна Ивановна
КГУ «Школа- гимназия имени Аль-Фараби», г.Караганда
Учитель русского языка и литературы, педагог-исследователь
В сложившийся ситуации пандемии Covid-19 все педагоги столкнулись с рядом проблем, касаемых организацией учебного процесса. Данный пример доказал, что цифровые образовательные ресурсы имеют место быть и выигрывает не тот педагог, у которого огромный опыт за спиной обучения в классе, а тот, который успешно адаптриуется к ситуации и использует современные технологии в обычной жизни. Важно видеть плюсы в дистанционном формате и рассчитывать риски на несколько шагов вперед. Педагог остался один на один с компьютером. Какой формат обучения выберет он? Все конечно же зависит от промежутка времени дистанционного обучения и возможностей самого педагога. В современном мире все школы были вынуждены столкнуться с дистанционным обучением. Организация образовательного процесса на основе современных технологий оказывает особое влияние на содержание и эффективность обучения. В момент карантинных мероприятий, которые коснулись каждого гражданина нашей республики , интернет стал основной базой в обучении людей. В нынешнее время увеличился спрос на различные курсы повышения квалификации в которых рассматриваются вопросы новых педагогических форм работы, основанных на информационных технологиях. Перед каждым педагогом, организовывающим дистанционное обучение, встают несколько первостепенных аспектов: 1. Организация образовательного процесса в онлайн-пространстве; 2.Сбор необходимых методических рекомендаций; 3. Оснащение необходимой техникой для внедрения новых педагогических идей. В результате развития современных технологий, человеку становится проще обучаться, осваивать новые знания. Основными удобствами такого рода обучения являются: 1. Возможность обучаться в желаемое человеком время; 2.Более индивидуальный подход в уровне и продолжительности обучения. Повышение эффективности дистанционного обучения зависит от: 1. Наличия техники; 2.Непрерывности работы в интернете; 3.Высокого уровеня мотивации; 4.Более детальной отработки педагогических технологий; 5.Обеспечения необходимыми материалами, электронными ресурсами; 6. Систематического подхода в обучении. Эффективность дистанционного обучения будет оправдана в случае высокого качества созданных педагогом инструментов для комфортного образовательного процесса: учебных программ, электронных пособий, интерактивных платформ. Использование цифровых образовательных ресурсов в дистанционном обучении: усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала; расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навыки исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Хочу остановиться на тех цифровых ресурсах, которые использую в дистанционном обучении:
- Презентации, которые дают уроку привлекательность своим разнообразием. Презентация — это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать», — гласит пословица.
2.Flash-анимация на уроках – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. Например, на уроках русского языка с помощью Flash-анимаций можно повторять правила.
3.Тест (от английского слова test — проверка, задание) — это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности. Использование тестов дает возможность вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания, достоверно оценивать и управлять качеством обучения. На своих уроках я использую итоговые тесты по определенным темам.
4.Электронное учебное пособие. В законченном виде это учебное пособие можно будет использовать как на уроках, так и для самостоятельной подготовки учащихся дома.
Таким образом использование цифровых технологий в дистанционном обучении на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Ребенок заинтересован, приобщен к творческому поиску; активизирована его мыслительная деятельность. Процесс становится нескучным, разнообразным, творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребенка.