Гульшат Онланбекқызы,
директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Жамбылской области,
кандидат педагогических наук, доцент
От образования сегодня слишком много зависит в мире и, в особенности у нас, в нашей стране. В свете новых направлений развития образования и науки, сегодня самое время осмотреться, выработать отношение к прошлому, трезво оценить настоящее, определить направление будущего движения.
Наш «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» на сегодняшний день является ведущим в системе повышения квалификации работников образования. Этот факт, соответственно, порождает у нас определенные ожидания, выступающие дополнительным фактором консолидации сотрудников нашего Института. Начало формироваться новое ценностное отношение к своему Центру как к лидеру отрасли, способному не только следовать, но и самому задавать новые нормы образованности. И это Лидерство в настоящее время осуществляется на деле. Деятельность Института направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие педагогов, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Повсеместно мы внедряем активные формы и методы обучения, содержание программ курсов повышения квалификации включают оптимальное соотношение предметных, психолого-педагогических, социальных и других компетенций, необходимых педагогу для реализации всех видов педагогической деятельности. Продолжается реализация Плана совместной работы с Управлением образования области по организации и проведению курсов повышения квалификации педагогов и посткурсовой поддержке с максимальным освещением в СМИ и социальных сетях.
Сегодня Институт повышения квалификации – это: более 40 тысяч педагогов, обученных по образовательным программам повышения квалификации разнообразной тематики и профессиональной направленности; множество лекториев и тематических семинаров научно-методической направленности; творческие лаборатории новых инновационных востребованных педагогами проектов; постоянно развивающаяся материально-техническая база; активная организационно-методическая и научно-исследовательская деятельность, организация международных конференций и семинаров; перспективное и плодотворное сотрудничество с учреждениями и организациями города, области и международное сотрудничество; многочисленные слушатели, которые на высоком профессиональном уровне осуществляют свою деятельность, используя знания, полученные в процессе обучения в ИПК.
Вместе с тем, назрела необходимость проведения целенаправленной образовательной политики, разработки и реализации стратегических концептуальных программ повышения квалификации. В последнее время, нацелившись на развитие, мы проделали значительную работу по обновлению содержания образования в ИПК. Это работа по подготовке образовательных программ и цифровых контентов курсов повышения квалификации, направленных на развитие экологической культуры и грамотности, ключевых компетенций педагогов в области экологического воспитания и обучения в дополнительном образовании, детей дошкольного возраста, учащихся начальных классов; освоение образовательной технологии развития модели «4К» для формирования функциональной грамотности обучающихся и т.п.
Многолетний опыт еще раз подтверждает, что современное управленческое мышление должно инициировать и организовывать поисковый режим педагогической работы. Институтом в настоящее время ведется научно-исследовательская работа «Инклюзивное образование в системе повышения квалификации педагогов». Для стратегического планирования развития инклюзии в системе повышения квалификации педагогов, координации работы педагогического коллектива в данном направлении Институтом разработана программа опытно-экспериментального проекта с пилотными организациями среднего и дошкольного образования.
Для обеспечения взаимодействия в выработке механизмов включения, учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс Институтом заключены меморандумы о сотрудничестве с Национальным научно-практическим центром специального и инклюзивного образования (г. Алматы), Таразским региональным университетом им. Х. Дулати, Жамбылской областной психолого-медико-педагогической консультацией, Областной специализированной школой-интернатом для умственно-отсталых детей, Областной специализированной школой-интернатом «Мейрім» для глухих и слабослышащих детей, Областной специализированной школой-интернатом «Болашақ» для слепых и слабовидящих детей города Тараз, Областной специализированной школой-интернатом «Үміт» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата г. Каратау.
Профессиональная подготовка педагогического коллектива школ и дошкольных организаций направлена на повышение информированности педагогов о принципах и ценностях инклюзивного образования, проявлениях и причинах трудностей обучения школьников, адаптивных методах обучения, технологиях индивидуального подхода к учащимся, методиках составления индивидуальных и сокращенных учебных программ.
В рамках Плана мероприятий АО «НЦПК «Өрлеу» по реализации поручений Министра образования и науки РК Аймагамбетова А.К. от 10.02.2021 г. увеличено количество курсов по развитию уровня предметной компетенции педагогов среднего образования, проводится работа по восполнению знаний учащихся в условиях дистанционного обучения, разрабатываются методические рекомендации для учителей-предметников по организации работы со слабоуспевающими учащимися. Также большое внимание уделяется совершенствованию форм и методов обучения в совмещенных классах МКШ. В связи с высокой востребованностью планируется проведение дополнительных курсов по дистанционному обучению и повышению уровня IT-компетенции педагогов республики.
В перспективе предполагается расширение видов деятельности по направлениям: повышение квалификации и непрерывное профессиональное развитие педагогов; повышение квалификации и обучение взрослых; проведение прикладных исследований в области общественных и гуманитарных наук; издание книг, газет, журналов и прочих периодических изданий; организация конференций, конкурсов и выставок; усиление мониторинга и аналитики; международного сотрудничества.
Новые перспективы Центра повышения квалификации актуализировали творческий потенциал сотрудников и преподавательско-тренерского состава Института.
Сегодня коллектив Института повышения квалификации направляет свои усилия на создание эффективных условий для дальнейшего совершенствования и развития системы дополнительного образования взрослых. В целях обогащения и развития нашего собственного опыта, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ИПК, нам удалось наладить в кратчайшие сроки продуктивные личные контакты с различными образовательными центрами ближнего и дальнего зарубежья.
Таким образом, сегодня «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», как центр развития новых образовательных практик, объединяет усилия многих специалистов по концептуализации инноваций, а именно теоретические и практические, исследовательские и проектные, научные и методические разработки.