Хасенова Лязат Болатовна
воспитатель
КГКП «Ясли-детский сад «Дәншік»
Восточно Казахстанская область
Кокпетинский район
с. Самарское
Программное содержание:
Образовательные задачи: Закрепить знания детей о последовательности времен года, об овощах и фруктах, об образовании числа 5. Закрепить умение использовать в речи обобщающие понятия, умение различать цифры и вести счет предметов в пределах 5, рисовать круглые, овальные и треугольные предметы и закрашивать цветными карандашами. Учить замечать изменения, происходящие в природе осенью, составлять описательный рассказ об овощах и фруктах по схеме, обучать решению арифметических задач на слух.
Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Формировать навыки порядкового счета в пределах 5. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, между, впереди, сзади, устанавливать соотношение между 5 предметами по высоте, Определять величину предметов в порядке возрастания и убывания.
Развивающие задачи: Развивать умение узнавать явления и предметы по заданным признакам, речевую активность, самостоятельность, наблюдательность, внимание, мышление, творческие способности.
Воспитательные задачи: Воспитывать эстетические чувства (к изменениям происходящим в природе, доброжелательное отношение к сверстникам, чувство коллективизма, желание оказывать помощь взрослому и друг другу в процессе совместной деятельности.
Материалы: Демонстрационный материал: корзина с муляжами фруктов и овощей, 2 блюда, схема для составления описательного рассказа о фрукте или овоще, «стручки гороха» сшитые из ткани, с вшитыми внутрь крупными бусинами; круги с цифрами от 1 до 5, игрушка Ёжик, изображения деревьев, разных по высоте (5 шт., изображение фруктов (слива, апельсин, яблоко, груша, вишня); изображение дерева на альбомном листе, и огорода, цветные карандаши.
Раздаточный материал: карточки с двумя полосками и тарелки с изображениями яблок и грибов (по 7 шт.) на каждого ребенка.
Ребята, сейчас к нам придет необычная гостья. Отгадав мою загадку вы
узнаете кто это.
Загадка: Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек
Ну кто же это? (Осень) .
Правильно, молодцы ребята! А какие еще времена года вы знаете? (Зима, весна, лето)
— Сейчас мы поиграем с вами в игру «А что потом?», я начну а вы
продолжайте. Зима.
Игра «А что потом?» (с временами года). Звучит музыка.
— Ой, а вот и наша гостья!
Осень здоровается с ребятами.
— Ребята, я подготовила для вас задания, выполнив которые вы узнаете, что находится в этой чудесной корзинке.
— Ребята, попробуем выполнить все задания Осени (Да)
- Сейчас мы расскажем о признаках осени, а помогут нам эти замечательные знаки-символы (возле Осени)
Дети называют признаки наступления осени:
— стало холодно
— дни стали короче, а ночи длиннее
— люди одели куртки, шапки и ботинки
— часто идет дождь
— погода часто пасмурная, дует ветер
— птицы улетают в теплые края
— листья желтеют и осыпаются
— люди собирают урожай овощей и фруктов
— животные запасаются на зиму
— насекомые прячутся в листьях, в землю, и под корой деревьев.
Молодцы, ребята! А какие 3 осенних месяца вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)
- Посмотрите, ребята весь урожай овощей и фруктов перепутался, (на стульях)
Нужно разобрать его на 2 блюда: на одно — овощи, на другое- фрукты. И при этом описать каждый овощ или фрукт, называя его форму, цвет, величину, вкус. В этом вам поможет вот эта схема.
3.-Ребята, а вы любите сок (Да)
Я буду показывать каждому из вас картинку с изображением овоща или фрукта, а вы скажите, как будет называться сок изготовленный из него. (Яблоко — яблочный, морковь — морковный, гранат — гранатовый, помидор- томатный) .
- Игра со стручками гороха (подвижная)
— Ребята, отгадайте загадку:
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда-
Треснул домик гладкий
Поскакали кто куда
Круглые ребятки (горох)
Сейчас мы с вами поиграем со стручками гороха. Вот круги с цифрами, давайте назовем их. (1, 2, 3, 4, 5). Пока играет музыка вы летаете как птички, как только музыка прекращается тут же берете близлежащий стручок. Вы знаете, что в каждом стручке есть горошины. Вам нужно на ощупь сосчитать их, и положить в круг с нужной цифрой.
Ребята, давайте-ка заглянем в корзинку, посмотрим какое следующее задание. Ой, да тут у нас гость! Достаю ежика
5.- Дети, ежик принес нам загадку-задачку. Будьте очень внимательны:
1.Ёжик по лесу пошел, там он яблоки нашел
4 положил на спинку и еще одно в корзинку
Сколько яблочек несешь ты всего с собою еж ( 5)
- 5 веселеньких ежат за грибами в лес спешат,
Но один малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди, сколько ежиков впереди?
— Ребята, Ёжик переживает, хватит ли всему его семейству грибов и яблок и просит нас помочь ему сосчитать их. Поможем (Да)
- Дети садитесь за столы. Перед вами карточка с двумя полосками.
-На верхнюю полоску положите 5 грибов. А на нижнюю 4 яблока. Вазген, сосчитай сколько грибов на верхней полоске (5)
— Соня сосчитай сколько яблок на нижней полоске (4)
— Скажите, чего больше, яблок или грибов? (Грибов больше, чем яблок)
— А чего меньше? (яблок меньше, чем грибов)
— Марина, так сколько яблок (4)
— А сколько грибов (5)
Какое число больше 4 или 5 (5)
— Как сделать так чтобы грибов и яблок стало поровну (Добавить одно яблоко, или убрать один гриб.)
— Сделайте так, чтоб их стало поровну любым способом, спрашиваю каждого ребенка. «Что ты сделал?» (Спросить 2 детей)
Ребенок отвечает: «Я добавил одно яблоко» или «Я убрал один гриб»
Так поскольку теперь стало грибов и яблок?
-Теперь грибов и яблок у нас стало (поровну, одинаковое количество,
грибов стало столько же сколько и яблок.) (по 4 или по 5) Молодцы ребята!
- Игра «Который по счету».
-Ребята, перед вами фрукты и овощи выстроились в ряд. Будьте очень
внимательны и отвечайте на мои вопросы.
— Какой фрукт лежит первым?
— Какой фрукт лежит третьим по счету?
— Который по порядку лежит мандарин?
— Какой фрукт находится между апельсином и лимоном?
— Между какими фруктами находится груша?
- Игра с деревьями.
Ребята, скажите так где растут фрукты? (на дереве). А как называется место, где растут фруктовые деревья (Фруктовый сад). Вызываю одного ребенка вокруг него расставляю 4 дерева (впереди, сзади, справа и слева). В руки даю 4 фрукта (яблоко, грушу, сливу, абрикос, вишня)
— Катя, внимательно слушай и выполняй мои задания, а ребята будут проверять правильно ли ты выполняешь задание. Даю задания:
— На дерево, стоящее справа от тебя прикрепи яблоко.
— Слева — грушу.
— Впереди — сливу.
— Сзади — апельсин.
— Дети все правильно Катя выполнила (да)
Вот еще одно деревце я прикреплю на него вишню.
А теперь надо будет назвать, как называются эти деревья.
Дерево на котором растут яблоки называется — яблоня.
(Грушевое дерево, сливовое дерево, абрикосовое дерево, вишневое дерево.)
-А теперь их надо будет расставить по-порядку: от самого высокого до
самого низкого, комментируя свои действия (Вызываю одного ребенка, он
расставляет, остальные проверяют)
— Прошу детей показать и назвать от самого низкого до самого высокого дерева.
- Для выполнения следующего задания нам необходимо разделиться на 2 команды. Перед вами изображение дерева и огорода. Одна команда рисует на дереве разные фрукты. Другая — овощи, которые растут на огороде.
Дети рисуют, смотрим, проверяем результаты.
Рефлексия. Ну вот мы с вами и справились со всеми заданиями. «Ребята, что вам запомнилось? Что было интересно? А что вызвало затруднения?» Ответы детей.
Ну что Осень, ты довольна? Порадовали тебя ребята? Осень хвалит детей, благодарит и дарит детям корзину с угощением!