Картабаева Макпал Канышевна
Қарағанды облысы
Жаңаарқа ауданы Атасу ауылы
«Атасу жалпы білім беретін мектебі» КММ
орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
Игровые технологии как эффективный метод являются одной из уникальных форм обучения. В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипные уроки снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным. Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь игровые технологии, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в этом возрасте играет огромную роль.
Как высказывался великий педагог В.А.Сухомлинский «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Опираясь на эту особенность в развитии младших школьников, можно сделать вывод о том, что именно через игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. Через игровые технологии у учащихся развиваются мышление учащихся , а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.
Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Игра — это часть учебного процесса. Использование игр в учебе развивает активность, логику, мышление, наблюдательность, внимательность, творческое воображение. В результате у детей появляется интерес к русскому языку.
Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. Поэтому в начальной школе я считаю наиболее приемлемым использование именно игровой технологии.
Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие мысли. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку.
Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры.
Игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность.
Применяя на своих уроках игровые технологии, я наблюдаю следующие результаты у моих учеников:
- формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;
- повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;
- В классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
- развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.
Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.
Основные правила игры на уроках:
- Нужно всегда знать цели использования игры.
- В играх должно быть задействовано как можно больше обучающихся.
- Игры должны соответствовать возрасту, быть доступными.
- Игры служат развитию всех видов речевой деятельности.
- Необходимо соблюдать умеренность в использовании игр на уроках.
Принципы проведения игровой деятельности:
1.Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
- При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.
- Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.
4.Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.
- Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
На своих уроках я стараюсь использовать различные виды дидактических игр, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
«Фантазёры». Учащимся предлагаются 3 слова, которые нужно включить в составленное предложение. Побеждает тот, кто удачно соединит слова. Например:
- Друг, кино, мороженое
- Теплоход, юг, семья
- Каток, школа, каникулы
- Цирк, клоун, Трезор
- Моряк, крокодил, заповедник
«Кто где живет?» соотнести стрелками:
Медведь нора
Белка берлога
Лиса дупло
Игра «Замени цифры словами»: ос3ё (острие) , 100л ( стол), пи100лет-пистолет, о5 опять, осе3на (осетрина), ви3на(витрина), за1ка ( заколка).
С помощью игровых технологий дети решают проблемные ситуации в диалоге с учителем, учащимися, открывают и закрепляют новые знания. Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности.