Home » статьи »  Рекреационная география как инструмент познания мира

 Рекреационная география как инструмент познания мира


Тулебаева С.Б.

учитель географии, школа-лицей BINOM SCHOOL
имени Каныша Сатпаева города Астаны

В 1960-х годах на стыке физической и социально-экономической географии успешно развивалась рекреационная география. Под рекреацией (в упрощенном изложении) подразумевался отдых и туризм.

В XXI веке для многих стран мира рекреационный туризм является наиболее актуальным и массовым. С каждым годом роль рекреационных ресурсов повышается за счет необходимости формирования и развития современного туризма.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на международном туристском форуме «Улытау – 2019», указал на то, что сегодня внутренний туризм недостаточно развит, а индустрию туризма необходимо радикально изменить. Необходимо обеспечить информационную доступность туристического потенциала Казахстана с помощью креативных и инновационных решений».
Согласно инструктивно-методическому письму, элективный курс «Рекреационная география» является рекомендуемой темой элективных курсов по учебному предмету за счет вариативного компонента типового учебного плана.
Мною данный элективный курс ведется в течение 6 лет на основе авторской программы, апробированной на базе 7-х классов. Хорошим подспорьем в работе является учебно-методические пособие к программе, которое ежегодно совершенствуется и обновляется. Содержание, как программы, так и методических материалов, согласовано и рецензировано учеными ВУЗов.
Курс призван помочь углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует восприятию красоты природы различных уголков мира и нашей страны.
Содержание курса предполагает индивидуальную и коллективную работу, использование практических, семинарских, лекционных, экскурсионных форм обучения.
Предусмотрена проверка и оценка знаний и умений, обучающихся через участие в семинарах и экскурсиях, тестирование, анализ исторических и географических карт, статистических материалов, подготовка устных сообщений с использованием различных источников знаний.
С целью привития интереса используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), презентации-шоу и видеоматериалы, обеспечивающие заинтересованность, мотивационную готовность, положительный эмоциональный настрой нас учащихся, инициируют на активную учебно-познавательную деятельность.
К занятиям составлены слайд-презентация темы, содержащая объёмный фактический наглядный материал, подобраны видеоматериалы в электронной форме (презентации, тексты, видео с ссылками, карты) посредством Telegram канала, который можно дополнять. Доступ через QR код открыт, моими наработками пользуются коллеги школ страны.
Разработан и составлен оценочный лист (зачётный лист), по которому оцениваются работы учащихся. Учащиеся в своих работах обязательно должны указать следующие параметры: уровень безопасности страны, природные условия, достопримечательности, население(язык), валюта, местное время, визовые условия. В течение декабря-мая проводится отборочный тур работ.
По итогам года предполагается защита презентаций лучших работ учащихся параллели, где определяются места, вручаются дипломы и памятные призы. Создана и страница в Instagram, где лучшие работы учащихся выкладываются, которые оцениваются/комментируются как учащимися так и другими подписчиками.
С целью диагностики  уровня сформированности универсальных учебных навыков на занятиях элективного курса проведено  анкетирование. Итоги исследования позволили определить  следующие личностные результаты:

1 Результаты анкетирования
— формирование и развитие познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей (Уровни: высокий — 33%; базовый — 67%; низкий — 0%);
— приобретение самостоятельности в получении новых теоретических знаний и практических умений (Уровни: высокий — 19%, базовый — 81%; низкий — 0%);
— повышение мотивации образовательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода (Уровни: высокий — 26%, базовый — 74%, низкий — 0%);
— формирование ценностных отношений на занятиях к результатам обучения (Уровни: высокий — 38%; базовый — 62%, низкий — 0%).
2 Мониторинг уровней сформированности универсальных учебных действий
Ребятам также очень понравилось оценивать друг друга.
На вопрос «Почему нравится, когда оценивают одноклассники?» были следующие ответы:
-тем что, много поддержки со стороны одноклассников;
-можно узнать свои недостатки, что нужно для того, чтобы улучшить свою работу;
-мне нравится оценивание от своих одноклассников, так я после презентации слышу аплодисменты, поддержку, и приятно слышать что одноклассники говорят, что узнали что то новое;
-понимаешь чего не хватает или наоборот, что неплохо получилось;
-когда оценивают одноклассники я не так волнуюсь;
-потому что мне интересно наблюдать за работами других людей и соотвественно оценивать их.
Идёт реализация потребностей:потребность в уважении и признании, в новизне(стремление к получению новой информации, что то знать, уметь), потребность в самореализации(реализовать свою уникальность). Дети учатся мастерству публичного выступления перед аудиторией.
При завершающем анкетировании учащиеся класса отметили следующие положительные стороны элективного курса: доставка информации с помощью ЦОР, высокая информативность и наглядность учебного материала, возможность выполнения работ в свободное и удобное время.
Итоги работы показали, что изучение элективного курса способствует активизации обучения, предоставляет возможность для эффективной самостоятельной работы, улучшает подготовку учащихся к занятиям и повышает уровень в познании мира.

«Лучший гид года»
(презентация лучших работ по элективному курсу
«Рекреационная география»)
Цель: развитие познавательного интереса к данному элективному курсу;

Задачи:

  1. выявить самого увлеченного и талантливого ученика, способного  заинтересовать красотами и достопримечательностями определенного   региона;
  1. привить интерес к публичным выступлениям;

3.дать учащимся возможность пережить радость достижения, осознать  свои возможности, поверить в себя.

Учитель: Добрый день, уважаемые гости, сегодня мы проводим конкурс лучших презентаций элективного курса «Рекреационная география».

В течение 3-х четвертей мы с вами изучили разделы: Отдых и рекреация; Виды рекреационной деятельности; Рекреационные ресурсы и районы мира.
В 4-й четверти начали изучать раздел: Рекреационные ресурсы и районы Казахстана и своего края/
Кто такой гид? Гид (от франц. guide – проводник путешествий, вожак; от лат. excursio — поездка, вылазка) – тот, кто сопровождает туристов и показывает им достопримечательности страны, города и т.п.; экскурсовод, проводник-профессионал. Профессия подходит тем, кого интересует история, психология, мировая художественная культура, иностранные языки и география.

И вот сегодня наши ребята попробуют выступить не только в роли гида, но посоревноваться за звание «Лучший гид года».

Сегодня на конкурс представлены__ работ. Выступления мы послушаем в порядке изучения регионов мира:
Представить жюри.
Кроме этого, оценивать участников будут и слушатели, у всех слушателей имеются «Оценочные листы».
Выступления участников.
Подведение итогов.
Учитель: Путешествуя по миру, люди обычно хотят прикупить подарки своим родным и друзьям (конечно, и себе любимому). При этом всем бы хотелось быть оригинальными и приобрести что-нибудь действительно особенное, но в большинстве случаев в итоге покупаем самые что ни на есть типичные вещицы в сувенирных лавках. Но с другой стороны, если не купить фигурку Эйфелевой башни в Париже, будет казаться, что вы там вовсе никогда и не были.
Я вам хочу подарить один из символов-сувениров Казахстана-это домбру.
Папа Римский Франциск сравнил Казахстан с национальным инструментом. «Наш мир сегодня очень нуждается гармонии. Что касается Казахстана, гармония – это музыкальный инструмент казахский, это домбра. Именно домбра является культурной эмблемой, символом Казахстана».   

    ЛИТЕРАТУРА:

1.Географические атласы для средней школы.

  1. География в школах и ВУЗах Казахстана. -2007.-№3.-с.33-35
  2. Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма.
  3. Элькин Г.Н. Экономическая и социальная география мира. Методическое пособие.- Санкт-Петербург: Паритет, 2002.
  4. Под общей редакцией Пантелеевой Т.А.-Павлодар, 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*