Шапошникова Марина Игоревна,
учитель начальных классов
КГУ «Гимназия 6» г. Астаны
Тезис. Технология диалогового обучения- это для учителя ключ к успеху и творчеству, для ученика- интересный и понятный урок, для образования- реализация развивающего обучения.
Обновленная система начального образования требует от современного учителя умения помогать ученику самому открывать новые знания, а не давать материал в готовом виде. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроках. Одной из таких технологий является технология диалогового обучения, которая как раз и помогает учащимся самостоятельно открывать знания. Учитель является не «энциклопедией», а живым механизмом, который направляет и обучает детей как учиться.
Японский писатель Акутагава Рюноскэ, сказал: «Все, что в нас имеется, надо развивать. Это единственный данный нам путь к тому, чтобы достигнуть совершенства.
Поэтому сейчас, на мой взгляд, просто необходимо быть в тесной взаимосвязи с учащимися, предоставляя им право выбора. Чтобы слово сам- было самым приоритетным словом. Сам работал над своим образованием, сам прогрессировал, сам достигал и постигал.
У учеников должна быть возможность общаться через знания, а знания получать через общение, т.е. через диалог.
Так что же такое диалог? Диалог- это разговор, беседа, словесный обмен между собеседниками. Именно диалог является «начальным моментом мыслительного процесса». Но результативность диалога в работе можно увидеть только тогда, когда он будет продуктивным.
Если в работе учителя присутствуют факторы, тормозящие диалог,
такие как категоричность, навязывание своего мнения, обилие замечаний, неумение учителя быть хорошим слушателем, отсутствие внимания к ребенку (улыбка, обращение по имени), использование закрытых вопросов, предполагающих односложные ответы, или вопросов, на которые вообще отвечать не нужно, то скорее всего, такой диалог будет непродуктивным. Поэтому на уроках необходимо создавать благоприятный психологический климат, который позволит учащимся не стесняясь, не боясь ошибок, выражать свое мнение, строить предложения и делать выводы.
Как технологию диалогового обучения можно использовать в своей работе?
Так как это интерактивное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний учащимися, то надо специально организовать диалог учителя с учениками или учеников друг с другом. Специально организованный диалог может быть подводящий или побуждающий.
Подводящий диалог содержит систему вопросов и заданий, активизирующих мышление учеников, и направляющих на формулирование темы или проблемы пошагово. ( ?+?+?+? = !)
Например, на уроке русского языка предлагаем проверить безударную гласную в слове «ЗЕМЛ.НИКА». Дети никак не могут прийти к правильному выбору такого слова: ЗЕМЛЯ, ИЗ ЗЕМЛИ, НА ЗЕМЛЕ. Возникает обще классная дискуссия. От сюда появляется вопрос: «Как поступить дальше?» Выдвигаем гипотезы:
- Найти слово в учебнике
- Спросить у взрослого
- Проверить написание слова по словарю.
Побуждающий диалог — это отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученику работать творчески. Мысль ученика как бы делает скачок к неизвестному. Это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, и, опираясь на опыт детей, помогает сформулировать учебную задачу.
Во время побуждающего диалога на уроке можно создать «ситуацию успеха» или ситуацию «интеллектуального разрыва».
Разберем наличие этих ситуаций на примерах.
По математике во 2-м классе, во время изучения темы « УМНОЖЕНИЕ» и «ДЕЛЕНИЕ» показываем детям лакомство – шоколадку. Предлагаем конкретную практическую задачу, опираясь на знания детей.
— Сосчитайте число кусочков в плитке шоколада двумя способами?
5+5+5+5=20 4+4+4+4+4=20
5.4=20 4.5=20
Каждый ученик справляется с заданием. Никто не испытывает затруднения.
В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своим знаниям. (т. е. «СИТУАЦИЯ УСПЕХА») (? — опыт детей -!)
Идем дальше по темам. Нужно ввести новое арифметическое действие- ДЕЛЕНИЕ. Дети с ним вообще не знакомы.
— ПОЧЕМУ У НАС ВОЗНИКЛА ТРУДНОСТЬ? (Мы не знаем – деления!) Вместе с учителем они испытывают «дефицит своих способностей». ВОЗНИКАЕТ СИТУАЦИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗРЫВА» . Эмоциональное переживание всеобщего неуспеха ( « никто не может» ).
— ЧТО ЖЕ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?
— Давайте поделим лакомство между четырьмя детьми поровну. Как?
Надо 20:4=5 (достанется по 5 кусочков)
А если детей 5? Сколько кусочков достанется каждому?
20:5=4
Дети сами находят последующие действия решения задачи! И понимают, что УМНОЖЕНИЕ и ДЕЛЕНИЕ – взаимно обратные действия. А подкрепляют это чтением правила в учебнике.
( ? -? – эмоциональное переживание-? = !!)
Такие ситуации принципиально меняют учебные отношения
между педагогом и ребёнком. Вместо отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» появляется отношение «спрашивающий ученик – учитель», помогающий сформулировать вопрос и найти на него ответ. ДИАЛОГ может развиваться только от тех вопросов, которые волнуют самого ребёнка.
Самый большой «плюс» технологии диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, т.е. реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.
Диалоги можно организовать через использование цитат, через ключевой вопрос урока, через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры, через столкновение мнений, через грамматическую сказку, через ошибку, через прием сравнения, через прием сопоставления репродукций, через использование иностранного языка.
Практическое задание.
Предлагаю несколько этапов урока литературного чтения по рассказу «Как слона лечили» (По В. Коржакову).
— Используется ли технология диалогового обучения? Если да, то какого вида?
1- й фрагмент урока:
-Назовите слова – ассоциации к слову «СЛОН».
— Глядя на слова- ассоциации, дайте определение этому слову.
— Кто может дополнить, не повторяясь?
(побуждающий диалог, ситуация успеха)
2-й фрагмент урока:
— Слоны могут разговаривать человеческим языком?
— А у них может что-то болеть?
— А как слон скажет о том, что у него что-то болит, если он не умеет разговаривать?
— Сегодня мы познакомимся с рассказом «Как слона лечили». О чём может быть рассказ с таким названием?
— Что может произойти в рассказе с таким названием?
— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (подводящий, через систему вопросов)
Самыми догадливыми и самыми сообразительными, как правило, дети хотят быть все. Если ученику комфортно на уроке –тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично.
Диалоговое обучение дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение.
Мне нравится работать в диалоговом режиме, но самое главное детям нравится работать в диалоге, в интерактивен, что вдохновляет меня на дальнейшую работу в этом направлении. Теперь я просто не представляю, как можно работать иначе. Ведь это здорово- открывать знания вместе с детьми!
ЛИТЕРАТУРА
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
- Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 20-25.
- Молодан Е. О. Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся. – Минск, 2009. – 65 с.
- Коростелева Н.М. Активные методы обучения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: URL: http://festival.1september.ru/
- Острогляд Л.П. Интерактивные технологии и начальном обучении. // Образовательный портал «Классная оценка»: URL: http://klasnaocinka.com.ua/ru
- Шелунц О.А. Активные методы обучения, используемые при обучении учащихся начальных классов // Социальная сеть работников образования: URL: http://nsportal.ru/
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г.