Home » статьи » Аксиологический подход к формированию читательской грамотности у младших школьников

Аксиологический подход к формированию читательской грамотности у младших школьников

Кенжебаева Жадыра Хабдешевна
г.Астана

Аннотация
В статье рассматриваются теоретико-практические основания применения аксиологического подхода в процессе формирования читательской грамотности у младших школьников. В статье раскрывается значимость осмысления текста как носителя ценностей, подчеркивается роль личностного отклика в процессе чтения, а также выделяются методические приёмы и условия, обеспечивающие успешную реализацию ценностного компонента в образовательной практике. Также в статье сделан акцент, что аксиологическая составляющая читательской грамотности способствует формированию у школьников нравственной позиции, развитию эмпатии и смыслового мышления.

Ключевые слова
Аксиологический подход, читательская грамотность, младшие школьники, ценности, начальная школа, литературное чтение, метапредметные результаты, личностное развитие.

Введение
Современное образование требует не только развития функциональных навыков у учащихся, но и формирования личностных ориентиров, способных обеспечить их духовно-нравственный рост. Особую роль в этом процессе играет читательская грамотность как интегративная способность, соединяющая когнитивную, эмоциональную и ценностную сферы. В условиях начального образования её формирование должно осуществляться с опорой на аксиологический подход, позволяющий превратить чтение в пространство нравственного диалога и внутреннего выбора.

Программа» «Детская библиотека» остается актуальной в современном обществе по нескольким причинам. Она помогает детям учиться проникаться в сюжеты, анализировать тексты и развивать свою языковую компетенцию, так как в мире, где дети все больше времени проводят за экранами, чтение книг является важным инструментом развития навыков чтения и письма. В этой связи  необходимо у детей развивать умение налаживать социальные связи и взаимодействовать.

Библиотека предоставляет место, где дети  встречаются, обсуждают прочитанные книги, делятся впечатлениями и обмениваются идеями. Данные взаимодействия способствуют развитию социальных навыков, коммуникации и взаимопониманию.

Чтение литературных произведений стимулирует творческое мышление и воображение у детей. Через чтение книг дети расширяют кругозор и познают мир. Они знакомятся с разными культурами, эпохами, темами и идеями. Чтение книг — это не только средство развития, но и способ получить удовольствие и насладиться подлинным художественным опытом.

Программа «Детская библиотека» предоставляет детям возможность выбирать из различных жанров и находить свои любимые книги, используя инновационные технологии. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие по формированию нового поколения граждан.

 

Теоретические основы аксиологического подхода

Аксиологический подход в педагогике опирается на признание приоритета ценностей как основы образовательного процесса.

Его цель — обучить, воспитать, сформировать у обучающегося внутренние ориентиры и способность к нравственному суждению. В контексте начального образования которое реализуется через:

  • приобщение к художественному слову;
  • осмысление поступков героев с позиции добра и зла;
  • формирование рефлексивных и эмпатийных способностей;
  • развитие ценностного восприятия мира и самого себя.

Читательская грамотность как ценностная категория

Согласно международным и национальным подходам (PISA, ГОСО), читательская грамотность форимрует следующие умения:

  • находить и интерпретировать информацию;
  • осмысленно воспринимать текст;
  • делать выводы и оценивать содержание;
  • выражать личное отношение к прочитанному.

В начальной школе особенно важно формирование не только смыслового, но и ценностного отношения к тексту, которое выражается в сопереживании, моральной оценке и способности идентифицировать себя с персонажами.

Методические условия реализации аксиологического подхода

 

  1. Подбор текста

Учебные и внеклассные тексты должны быть насыщены морально-духовным содержанием, вызывать у детей эмоциональный отклик и  побуждать к размышлению. К таким произведениям относятся книги К. Ушинского, Л. Толстого, В. Осеевой, Н. Носова и сказки народов мира.

  1. Смыслоценностное чтение

Работа с текстом включает анализ поступков героев, поиск авторской позиции и обсуждение моральных дилемм.

Примерные вопросов для младших шкльников должны включать вопросы:

  • Что ты почувствовал, читая этот отрывок?
  • Почему герой сделал именно так?
  • Как ты поступил бы в похожей ситуации?
  1. Рефлексия и самооценка

После прочтения учащимся предлагаются задания: написать письмо герою, нарисовать любимый эпизод, составить «ценностную шкалу» поступков персонажей и обсудить прочитанное в малых группах.

  1. Интеграция с проектной деятельностью

Необходимо проведение акций, создание альбомов «Книга ценностей», организация литературных гостиных, мини-проектов по темам добра, дружбы, ответственности и др.

          Роль педагога

Учитель должен выступать медиатором между текстом и внутренним миром ребёнка.

Его задача — не только обучать анализу, но и пробуждать ценностное отношение к миру. Данная работа требует от педагога высокой эмоциональной культуры, личностной вовлеченности и умения вести диалог на нравственные темы.

   Заключение

Формирование читательской грамотности через аксиологический подход позволяет добиться целостного развития младшего школьника,        как носителя знаний, чувств и ценностей. Данны          подход не только способствует успешному освоению учебной программы, но и формирует основы нравственного сознания, делает процесс чтения осмысленным и интересным для шклльника.

           Литература

  1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования (приказ МП РК от 3 августа 2022 года № 348)
  2. Программа «Детская библиотека» и список книг, охватывающие различные периоды и жанры художественной литературы[1]
  3. 3. Вахрушев А. А., Бурский Е. М., Бурская М. А. Ценности и смыслы в начальной школе. — М.: Вита-Пресс, 2018.
  4. 4. Елкина И. В. Аксиологический подход в образовательной практике начальной школы // Начальная школа. — 2021. — № 5. — С. 35–38.
  5. 5. PISA 2022 Assessment and Analytical Framework. — Paris: OECD Publishing, 2022.

 

[1] Совместный приказ МП (12.12.2023 г. №368, 14.02.2025 г. №25), МНВО (15.12.2023 г. №633, 24.02.2025 г. №77), МКИ (12.12.2023 г. №511-НЦ, 03.03.2025 г. № 83-НҚ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*