Абдрахманова Жанат Кайдауловна
учитель русского языка и литературы
СШ №61 имени К. Сатпаева
г. Астаны
Урок по теме «Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»» проведён в 8 классе. В классе 12 человек, присутствовали 12.
Это десятый урок изучения раздела «Мир труда» в 8 классе. На предыдущих уроках мы познакомились с темами: «Труд в жизни человека», «Мир, созданный трудом», «Труд и творчество», «Труд человека кормит», «Умелые руки не знают скуки».
При планировании урока я учитывала разный уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные психологические особенности.
Я использовала разные методы и приёмы обучения: практические, теоретические, проблемно-поисковую деятельность. На занятии были показаны основные приёмы и методы технологии уровневой дифференциации, учитывались возможности как способных учеников, так и слабоуспевающих. Разноуровневые упражнения позволяют учащимся выполнять задания в соответствии с выбранным уровнем, реализовать свои потребности и способности.
Урок сопровождала презентация, которая содержала основные цели, задачи, термины урока, что содействовало слуховому, зрительному восприятию, вызывало интерес у учащихся, активизировало их внимание.
Примечание: Так как в классе обучается учащийся с особыми потребностями ЗПР, ребёнку с данным диагнозом были даны наравне с другими детьми облегчённые задания.
В начале урока с целью активизации познавательной деятельности была предложена игра «Солнечный зайчик», в процессе которой учащиеся говорили друг другу добрые пожелания. Кратко был проведён опрос домашнего задания.
С помощью вступительного слова учителя и стратегии «Ассоциация» на тему «душа» была определена тема урока. Далее конкретизируется внимание целям урока:
- демонстрирует понимание содержания поэтического произведения, определяя ключевые моменты сюжета;
- пересказывает содержание текста с творческими дополнениями;
- использует при пересказе деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Уровень мыслительной деятельности: знание, понимание, применение.
В середине урока учащиеся знакомятся с личностью автора. О том, что поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа» и написал замечательное произведение «Не позволяй душе лениться». Далее просмотр видеоролика о жизни Н. Заболоцкого. Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях о просмотренном видеоролике.
При работе с текстом учащиеся прослушали аудиозапись, при этом проводилась стратегия «Свободный микрофон». Они отвечали на вопросы:
— О чём это стихотворение?
— Какова основная мысль?
— Чему учит это стихотворение нас?
Карточка-информатор помогла учащимся ознакомиться со сложными словами и терминами по данному уроку.
На уроке проводились 3 задания:
1 задание «На соотнесение». Соотнести фразеологизмы и их значения (указать стрелками):
1. «Чтоб в ступе воду не толочь» | А) то есть контролировать, запрещать, заставлять повиноваться. |
2. «Держать в чёрном теле» | В) то есть, чтобы не заниматься бесполезным и бессмысленным делом, которое не даёт результатов |
3. «Снимать последнюю рубашку» | С) то есть ущемлять, не давать свободы |
4. «Не снимать узды» | Д) то есть довести до бедности, нищеты. |
Задание для учащегося с особыми образовательными потребностями:
Соотнеси фразеологизмы и их значения (укажи стрелками). Ответы запиши в рабочем листе.
1. Толочь воду в ступе | А) разорить, привести к нищете.
|
2. «Держать в чёрном теле» | В) контролировать, запрещать, заставлять повиноваться. |
3.Сорвать последнюю рубашку | С) держать в строгости |
4. «Не снимать узды» | Д) бессмысленно тратить время. |
Учащийся соотносит ключевые моменты с помощью учителя.
Задание 2: Индивидуальная работа. Учащиеся выполняют тестовые задания с выбором одного ответа. Например: указать тему стихотворения, определить основную мысль, что по мнению Н.В. Заболоцкого обязана душа?
Задание для учащегося с ООП: Выполни тест, опираясь на текст (выдается транскрипт): 1. Укажи тему стихотворения, определи положительное качество человека, дополни выражение: Душа обязана …
Задание 3: Работа в паре. «Переконструирование». Пересказать стихотворение, в свободной форме; использовать при пересказе деепричастия; согласны ли ученики с пословицей «Труд человека кормит, а лень портит»? Дети приводят пример из жизни. Это задание направлено на развитие функциональной грамотности школьника.
Задания для учащегося с ООП: Перескажи стихотворение в свободный форме; используй в речи данные ниже деепричастия: не позволяя, гоняя, не разрешая, не снимая, схватив, и тд, приведи пример из жизни, когда благодаря своему труду ты чего-либо достиг. Задание направлено на развитие функциональной грамотности школьника.
Урок завершает обратная связь. Учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы к уроку: Какова идея стихотворения? Почему автор считает труд души необходимостью? Какую проблему решает автор? Какие образы и картины возникают в вашем воображении?
Далее проводится рефлексия «Незаконченное предложение». Учащиеся рефлексируют свою деятельность.
Все работы выполняются в индивидуальных рабочих листах и приложениях.
Уровневая работа развивает интерес к предмету, способствует повышению учебной мотивации детей, в том числе тех, которые не уверены в своих силах. Снимается дискомфорт слабого ученика. Зная особенности учащихся, считаю, что выбор форм и методов обучения соответствовал цели урока, так как результат был достигнут на 100%.
Время урока рационально распределено между этапами, «связки» между ними логичны (последующий материал на основе предыдущего). Все этапы учебного занятия работали на главный этап.
Учащиеся нашей школы, в силу особенностей контингента, с осторожностью откликаются на предложение работы в группах, и все же постепенно стараюсь развивать у них чувство коллективизма. Групповые формы работы имеют большой воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения учеников, в том числе с низким уровнем обучаемости.
Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля направлены на развитие внимания, обучение учеников адекватно оценивать свои результаты, так как в классе есть дети не только с завышенной, но и заниженной самооценкой.
Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке. В течение урока сопровождается комментарий учителя, словесная поддержка, ключ к заданиям 1,2, дескрипторы к заданию 3, самооценивание, взаимооценивание учащихся.
Я на уроке создаю ситуацию успеха, слежу за эмоциональной атмосферой в классе. Как обычно, заканчиваю урок мудрым изречением: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем» (китайская мудрость). Это и вывод урока, и напутствие в дальнейшей жизни. Домашнее задание, в связи с условиями, устного характера.
Я считаю, что урок цели достиг, удалось реализовать поставленные задачи.