Home » статьи » Самоанализ урока русского языка, проведенного в 8 классе

Самоанализ урока русского языка, проведенного в 8 классе

Абдрахманова Жанат Кайдауловна
учитель русского языка и литературы
СШ №61 имени К. Сатпаева
г. Астаны

 

Урок по теме «Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»» проведён в 8 классе. В классе 12 человек, присутствовали 12.

Это десятый урок изучения раздела «Мир труда» в 8 классе.  На предыдущих уроках мы познакомились с темами: «Труд в жизни человека», «Мир, созданный трудом», «Труд и творчество», «Труд человека кормит», «Умелые руки не знают скуки».

При планировании урока я учитывала разный уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные психологические особенности.

Я использовала разные методы и приёмы обучения: практические, теоретические, проблемно-поисковую деятельность. На занятии были показаны основные приёмы и методы технологии уровневой дифференциации, учитывались возможности как способных учеников, так и слабоуспевающих. Разноуровневые упражнения позволяют учащимся выполнять задания в соответствии с выбранным уровнем, реализовать свои потребности и способности.

Урок сопровождала презентация, которая содержала основные цели, задачи, термины урока, что содействовало слуховому, зрительному восприятию, вызывало интерес у учащихся, активизировало их внимание.

Примечание: Так как в классе обучается учащийся с особыми потребностями ЗПР, ребёнку с данным диагнозом были даны наравне с другими детьми облегчённые задания. 

В начале урока с целью активизации познавательной деятельности была предложена игра «Солнечный зайчик», в процессе которой учащиеся говорили друг другу добрые пожелания. Кратко был проведён опрос домашнего задания.

С помощью вступительного слова учителя и стратегии «Ассоциация» на тему «душа» была определена тема урока.  Далее конкретизируется   внимание  целям  урока:

  • демонстрирует понимание содержания поэтического произведения, определяя ключевые моменты сюжета;
  • пересказывает содержание текста с творческими дополнениями;
  • использует при пересказе деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Уровень мыслительной деятельности: знание, понимание, применение.

В середине урока учащиеся знакомятся с личностью автора. О том, что поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом  «душа» и написал замечательное произведение «Не позволяй душе лениться». Далее просмотр видеоролика о жизни Н. Заболоцкого. Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях о просмотренном видеоролике.

При работе с текстом учащиеся прослушали аудиозапись, при этом проводилась стратегия «Свободный микрофон». Они отвечали на вопросы:

— О чём это стихотворение?

— Какова основная мысль?

Чему учит это стихотворение нас?

Карточка-информатор помогла учащимся ознакомиться со сложными словами и терминами по данному уроку.

На уроке проводились 3 задания:

1 задание «На соотнесение». Соотнести фразеологизмы и их значения (указать стрелками):

1. «Чтоб в ступе воду не толочь»А) то есть контролировать, запрещать, заставлять повиноваться.
2. «Держать в чёрном теле»В) то есть, чтобы не заниматься бесполезным и бессмысленным делом, которое не даёт результатов
3. «Снимать последнюю рубашку»С) то есть ущемлять, не давать свободы
4. «Не снимать узды»Д) то есть довести до бедности, нищеты.

Задание для учащегося с особыми образовательными потребностями:

Соотнеси фразеологизмы и их значения (укажи стрелками). Ответы запиши в рабочем листе.

1. Толочь воду в ступеА) разорить, привести к нищете.

 

2. «Держать в чёрном теле»В) контролировать, запрещать, заставлять повиноваться.
3.Сорвать последнюю рубашкуС) держать в строгости
4. «Не снимать узды»Д) бессмысленно тратить время.

Учащийся соотносит ключевые моменты с помощью учителя.

Задание 2: Индивидуальная работа. Учащиеся выполняют тестовые  задания с выбором одного ответа. Например: указать  тему стихотворения, определить основную мысль, что по мнению Н.В. Заболоцкого обязана душа?

Задание для учащегося с ООП: Выполни тест, опираясь на текст (выдается транскрипт): 1. Укажи тему стихотворения, определи положительное качество человека, дополни выражение: Душа обязана …

Задание 3: Работа в паре. «Переконструирование». Пересказать  стихотворение, в свободной форме; использовать  при пересказе деепричастия; согласны ли ученики  с пословицей «Труд человека кормит, а лень портит»? Дети приводят  пример из жизни. Это задание направлено на развитие  функциональной грамотности школьника.

Задания для учащегося с ООП: Перескажи стихотворение в свободный форме; используй в речи данные ниже деепричастия: не позволяя, гоняя, не разрешая, не снимая, схватив, и тд, приведи пример из жизни, когда благодаря своему труду ты чего-либо достиг. Задание направлено на развитие функциональной грамотности школьника.

Урок завершает обратная связь. Учащиеся отвечают на вопросы и делают выводы к уроку: Какова идея стихотворения? Почему автор считает труд души необходимостью? Какую проблему решает автор? Какие образы и картины возникают в вашем воображении?

Далее проводится рефлексия «Незаконченное предложение». Учащиеся рефлексируют свою деятельность.

Все работы выполняются в индивидуальных рабочих листах и приложениях.

Уровневая работа развивает интерес к предмету, способствует повышению учебной мотивации детей, в том числе тех, которые не уверены в своих силах. Снимается дискомфорт слабого ученика. Зная особенности учащихся, считаю, что выбор форм и методов обучения соответствовал цели урока, так как результат был достигнут на 100%.

Время урока рационально распределено между этапами, «связки» между ними логичны (последующий материал на основе предыдущего). Все этапы учебного занятия работали на главный этап.

Учащиеся нашей школы, в силу особенностей контингента, с осторожностью откликаются на предложение работы в группах, и все же постепенно стараюсь развивать у них чувство коллективизма. Групповые формы работы имеют большой воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения учеников, в том числе с низким уровнем обучаемости.

Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля направлены на развитие внимания, обучение учеников адекватно оценивать свои результаты, так как в классе есть дети не только с завышенной, но и заниженной самооценкой.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.  В течение урока сопровождается комментарий учителя, словесная поддержка, ключ к заданиям 1,2, дескрипторы к заданию 3, самооценивание, взаимооценивание учащихся.

Я на уроке создаю ситуацию успеха, слежу за эмоциональной атмосферой в классе.  Как обычно, заканчиваю урок мудрым изречением: «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем» (китайская мудрость). Это и вывод урока, и напутствие в дальнейшей жизни. Домашнее задание, в связи с условиями, устного характера.

Я считаю, что урок цели достиг, удалось реализовать поставленные задачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*