Home » статьи » Маленькие победы на уроке математики

Маленькие победы на уроке математики

Смагулова Гульсим Сахиповна
КГУ  «Специальная школа — интернат №1»
акимата  г. Нұр- Сұлтан

 (из опыта работы в коррекционном классе)

Аңдатпа. Мақалада Қазақстанның түзету мектебіндегі математика мұғалімінің жұмысы мысалында инклюзивті білім беру мәселелері қарастырылады.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования на примере работы учителя математики в коррекционной школе Казахстана.

Annotation. The article deals with the problems of inclusive education on the example of the work of a mathematics teacher in a correctional school in Kazakhstan.

В последние десятилетия наблюдается рост числа детей, для которых необходимы особые условия обучения и воспитания. Как свидетельсьвует статистика, «По данным МОН РК, в инклюзивных школах обучаются 61,336 детей с особыми образовательными потребностями» [1]

При этом по школах столицы приводятся данные, свидетельствующие о том, что «в 53 общеобразовательных школах города инклюзивное образование получают 300 учащихся, страдающих сахарным диабетом, эпилепсией, врожденными пороками развития, бронхиальной астмой, лейкозом и др.Вместе с тем дети с нарушением опорно-двигательного аппарата обучаются в школах-гимназиях № 28, 63, 65, 83, 45.Для детей, страдающих аутизмом, в школах предусмотрена специальная логопедическая и коррекционно-педагогическая поддержка психолога, также с ними работают специальные педагоги (тифлопедагог, сурдопедагог, логопед, олигофренопедагог), инструктора ЛФК и социальные специалисты.Со статусом инклюзивного образования также организован 131 специальный (коррекционный) класс в 21-й общеобразовательной школе, где получают коррекционную помощь 1 102 ребенка» [2]

На протяжении многих лет дети с особыми образовательными потребностями не имели возможности получать полноценное образование в условиях средней общеобразовательной системы. Зачастую общество не принимало их и складывались стереотипы о невозможности их социализации и введении в обычные детские школьные коллективы.  Приведенные данные свидетельствуют о значительных шагах со стороны общества в сторону решения проблем инклюзии в целом, которое поределяется как «включенность». Каждый член сообщества должен быть включен во все жизненно важные процессы, которые позволяют ему ощутить себя полноценным гражданином, реализовать весь спектр своих конституционных прав, снять барьеры, которые препятствуют ему в этом. В этом и состоит задача институтов власти и каждого члена гражданского общества в целом.

Инклюзия опирается на несколько принципов, среди них:

Человек бесценен и это никак не связано с его достижениями и способностями.Человек нуждается в общении и вобществе в целом.

Все процессы образования должны протекать в социуме, открытом для каждого человека.

Общение должно быть разнообразным.

Успех каждого должен быть продемонстрирован в сообществе, именно это способствует закреплению успеха и движение к следующим ступеням.

Главная цель общества – модернизировать среду, сделав ее максимально безбарьерной для детей с особенностями в развитии. И это не только оснащение техническими средствами и приспособлениями. Надо прививать детям ценности, основанные на вышеуказанных принципах.

Хотелось бы представить опыт работы с детьми, которых относят в обществе к категории детей с особыми образовательными потребностями, которые реально испытывают трудности в достижении элементарных (на взгляд среднего обучающегося обычной школы) успехов.

Пятый класс – урок математики.

Тема урока – Числа и величины.

При подготовки к уроку была поставлена задача построить урок на ключевом образе. В качестве такого образа был выбран снеговик.

Весь процесс строится на ведении обучающегося, который мысленно собирает своего снеговика.

При этом попутно закрепляется понятие величина, которое относится к категории не только математических, но и философских —  формирует у ребенка представление и пространственном размещении в силу своих объемов.

Образ снеговика сопровождает детей на протяжении всего урока. Учитывая  физические возможности детей, необходимость активизации их мышечногй деятельности (дети имеют проблемы с кровобращением, им нельзя долго находится в состоянии статичного напряжения), мы периодически прерываемся на физминутки. При этом также используем работу со снеговиком – «катаем очередной ком». Эти действия сопровождаются речевкой:

 

Раз- рука. два рука

Лепим мы снеговика

Мы скатаем снежный ком

Вот такой

А, потом поменьше ком

Вот такой

А наверх поставим мы маленький комок

Вот и вышел снеговик.

 

Все это синхронизируется движениями руками, которые имитируют катание комов.

Все задачи решаюся по алгоритму создания снеговика:

Чтобы скатать первый ком, нужно расположить числа в порядке   возрастания (убывания)

  1. Чтобы получился второй ком, решите задачу.

Стр153 №3.

  1. 3Голова у снеговика появится если вы верно решите примеры

Примеры стр. 71 — №9

  1. Чего не хватает у нашего снеговика? (Морковки)

Задание стр153

Представленный фрагмент урока обращает внимание на эффективность использования активных ассоциативных техник обучения детей с особыми образовательными потребностями. В нашем случае с детьми, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата по причине ДЦП.  При этом важно отметить, что на все задания выделяется больше времени, за всесь урок ученики выпоняют всего три задания.Успешное выполнение перечисленных заданий является высоким показателем достижения целей обучения.

Подбор таких заданий обусловлен тем, что у детей, страдающих ДЦП имеется ряд особенностей, которые требуют полной перестройки постановки целей и задач обучения. Главная задачи при этом – развитие различных операций. В данном случает отрабатываются операции наглядно-образного мышления, пространственного мышления, анализа и синтеза. Общеизвестно, что программы для детей с ДЦП направлены на «коррекцию и развитие мышления, совмещая данную работу с познавательной, двигательной активностью, обращая внимание на развитие речи» [3].

В этой связи хотелось бы остановиться на важности именно развития речи, сформированность которой является показателем развития мышления человека.

Для работы с детьми в коррекционном классе важен общий посыл учителей предметников на формирование коммуникативных навыков обучающихся. Каждый ученик должен быть поставлен в условия необходимости доносить информацию всеми доступными ему способами. Для этого существуют различные методики. Но общая цель и вытекающие отсюда задачи – научить ребенка общаться не переходя на примитивный уровень. Наоборот, необходимо тянуть его до уровня общения, который даст ему возможность социализироваться и адаптироваться во внешней среде.

На уроках матерматики это возможно через развитие пространственного мышления, которое даст возможность развить целый ряд умений и навыков, которые зачастую недоступны ему в закрытой среде семьи. На примере рассмотрения темы «Числа и величины» мы решаем маленькую проблему соотношения предметов по размерам, определения величины предмета. Простые движения руками дают возможность детям спроецировать образ снеговика в своем сознании. И как результат  — это понятие, возможно, закрепится в  нем.

Сложность для учителя в том, что урок в коррекционном классе существенно отличается от урока в обычном классе, в котором мы имеем возможность легче контролировать процесс усвоения материала.  Причины такой ситуации объективны и труд педагога коррекционной школы можно сравнить и «копанием колодца иголкой». При этом именно здесь важен сам процесс. Любая маленькая победа становится залогом большого успеха обучающегося на пути освоения пространства жизни.

Ученые отмечают, что развитию детей с ДЦП часто мешает атмосфера гиперопеки в семье. При этом «у ребенка слабо формируется мотивационная основа психической деятельности, произвольность и адекватная самооценка. Эти дети избегают интеллектуального напряжения и при малейшем утомлении отказываются от выполнения заданий»[4]. Также отмечается, что при выполнении любых заданий, ребенок медленно включается в выполнение задания и требует постоянной стимуляции для его завершения. Все мыслительные процессы у него резко замедлены»[4].

Несомненно, что все это необходимо учитывать при работе с данной категорией обучающихся, давать им посильные задания, но и не создавать  им условия «гиперопеки».

Подводя итоги, хотелось бы отметить важность развития системы инклюзивного огбразования в Казахстане и в мире в целом.

При этом главная проблема – стереотипные подходы к решению данной проблемы. Специальные приспособления и технические устройства не решат всего спектра задач.  Необходимо объединение научного потенциала, практического опыта и консолидации сил гражданского общества для решения проблем «включенности» детей с особыми образовательными потребностями во все процессы современного общества.

При этом общество от этого только выиграет. Не надо пытаться изменить «другого» человека, надо принять его таким.  Вве люди успешны, но каждый по-своему. Если для одного достижение – решение теоремы Ферма, то для другого победа – спуститься по лестнице без посторонней помощи. Важен внутренний мир человека, ценности, которые он несет в социум и обогащает его.

Список использованной литературы

  1. Юнисеф. Казахстан. — URL:https://www.unicef.org/kazakhstan/ (дата обращения 29.01.2022).
  2. Официальный интернет ресурс акимата города Нур-Султан. — URL: https://astana.gov.kz/ru (дата обращения 29.01.2022).
  3. Шумило, О. В. Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста / О. В. Шумило. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79231/ (дата обращения: 29.01.2022).
  4. Макаров И.В. Лекции по детской психиатрии. – СПб: Речь 2007.— 293 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*