Home » доклад » Развитие русской речи младших школьников

Развитие русской речи младших школьников

 Деменова Баян Сейтовна
учитель русского языка и литературы
педагог-модератор
школа-гимназия №31 г. Атырау

В Республике Казахстан, представляющей собой многонациональное государство, продолжает оставаться проблема формирования поликультурной личности, владеющий несколькими языками. Среди языков, необходимых для изучения в целях общения, особое место занимает русский язык, который является важнейшим средством получения потока информации в научной, социально-бытовой и культурной сферах жизни населения нашего государства.
Вот почему, русский язык в Законе «О языках в Республике Казахстан» определен как обязательный учебный предмет в перечне дисциплин, входящих в документ об образовании. Такое положение русского языка в системе образования нашей республики и определяет цели, задачи и содержание программы «Русский язык» для 3, 4 классов школ с казахским языком обучения.
Развитие речи – важная задача обучения русскому языку младших школьников в казахских классах. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
В основу начального курса русского языка в казахских классах положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографическим грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.
Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков для уроков грамматики и правописания.
И современная школа призвана осуществлять всестороннее развитие ребенка, обеспечивать возможность формирования личности соответствующим темпом с учетом способностей и потребностей.
В третий класс приходят дети с разным уровнем подготовки к предмету: кто-то свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Есть дети, которые не понимают значения отдельных предметов, с которым он входит в контакт; среди ребят многие неверно трактуют значения слов и допускают грубые ошибки в произношении слов на русском языке. Зачастую не может ответить на самые элементарные вопросы: Как тебя зовут? Где ты живешь? Где работают твои родители? Причин некачественного владения русским языком много. Прежде всего – отсутствие языкового общения, нет русской среды (например, у нас в микрорайоне нет жителей русскоязычного общения); слабая подготовка детей по родному языку; где нет ударения в произношении отдельных слов; где нет категории рода у имен существительных. Единственное, что радует учителя-языковеда – это стремление детей к общению на русском языке, отсутствие преграды к контакту с учителем. Они смотрят телевизионные передачи для детей, мультфильмы, занимаются раскрашиванием картин с изображением любимых героев из сериала мультфильмов, проходят определенную подготовку в дошкольном учреждении, конечно же, многие папы и мамы общаются дома и вне со своими детьми на русском языке.
Эти благоприятные моменты жизни дают учителю толчок в работе с детьми вести системную работу, по формированию первичных умений и навыков по русскому языку и вообще – по развитию русской речи у младших школьников.
Средством общения является как устная, так и письменная речь. Эти виды речи взаимно обусловлены (опираются на один и тот же грамматический строй языка), дополняют и взаимно обогащают друг друга.
Цель учителя: научить учащихся связно и последовательно излагать свои мысли устно и письменно.
Письменная речь имеет свои стилистические, синтаксические, темповые особенности по сравнению с устной, поэтому учащиеся сталкиваются с большими трудностями, пользуясь ею.
Зачастую ученики 3-4 классов с казахским языком обучения не могут правильно применять на практике правописания, так как, слабо владея языком, они не понимают смысла многих слов, затрудняются разобраться в содержании предложений. Если дети не поймут значение выделенных слов, они не смогут написать их правильно.
Как вызвать у детей особый интерес к изучению русского языка и развитию русской речи? Это проблема была и остается одной из самых актуальных для учителя-языковеда.
II. 1. Использование на уроках новых методов и приемов обучения языку повышает значительно не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников на изучаемом материале. Развитие речи учащихся осуществляется эффективнее с помощью текста как основной единицы обучения. При этом контекст способствует более точному пониманию лексического значения данных слов, семантизирует слово в одном из лексико-семантических вариантов многозначного слова.
Беседа с детьми по теме «Знай, люби и береги природу»
–  Ребята, что такое природа?
–  Природа – это земля, вода, растения, животные и человек. Ты, я и все люди на земле связаны с природой.
–  Как надо охранять природу?
–  Нужно беречь растения: не ломать деревья, не рвать цветов на клумбах.  Также не обижать животных: жалеть их, помогать им. Учить этому   маленьких и взрослых.
–  Почему надо охранять природу?
–  Потому что рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы.
Надо отметить, что учебники русского языка за 3, 4 классы оформлены красочно, с условными обозначениями, богаты заданиями, которых можно умело дифференцировать составлениями предложений по схемам; разноцветными картинками; дополнительным материалом; фонетическими заданиями по подбору слов к схемам; пословицами и загадками, кроссвордами; интересными тестами по 10 разделам учебника, имеются тестовые задания, доступные детям их возрастному уровню.
Дети стараются правильно читать слова, соблюдать интонацию, отвечать на вопросы при работе нал содержанием текста.
1) Проводится беседа с детьми по теме «Школьный сад», на заданные вопросы дети старались дать полные ответы.
–  Ребята, что растет в саду?
–  Кто собирает яблоки и груши?
–  Виноград, сливы какие?
–  Как работали школьники?
2) Перед изучением новой темы или при закреплении можно создать на уроке проблемную ситуацию, например: после записи на доске темы нового урока, можно задать детям вопрос: «Для чего нужны руки?»  Много и разных ответов можно услышать от детей, выслушав их, можно учителю обострить внимание детей на тему текста и узнать мнение учеников. Понравился ли ответ Пети детям? Он ответил на вопрос как мальчик Петя? Мальчик назвал то, что делает своими руками.
В любом классе найдутся дети, которые составят свои тексты, например, при работе с текстом «Наш ата» дети охотно поделятся своими рассказами о своем деде, при этом учатся дать портрет любимого деда. На вопросы авторов к тексту можно услышать от детей очень интересные ответы: находят ответы на вопросы в тексте; по иллюстрации к тексту опишут внешность дедушки.
II. 1. К эффективным приемам и методам развития русской речи у детей младших классов относится словесно-изобразительная творческая работа. Даю возможность детям окунуться в процесс творчества, попробовать разные способы самовыражения: через рисунок, музыку, сочинению-эссе, театрализацию…..
У детей начальных классов развито зрительное восприятие. У каждого ребенка очень рано рука начинает тянуться к цветным карандашам и краскам.
В рисунках ученик выражает себя, свое восприятие мира и представление о нем. Я часто даю задание создать иллюстрацию к тексту. Учащиеся должны в красках выразить свое понимание той или иной темы идать ему словесное обоснование. Можно пользоваться просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами. Рассказываю им о том, что в живописи различают холодные (черный, синий, голубой, фиолетовый) и теплые (желтый, оранжевый, малиновый, красный и др.). Теплые цвета словно приближают предметы, холодные – отдаляют.
На обобщающих уроках провожу выставку творческих работ учащихся, где дети их защищают. Эти виды работ относятся к словесно-изобразительному  творчеству: дети, работая с текстом высказывают свое мнение, дают ответы на вопросы, дают оценку героям текстов. Например: при изучении текста «Кто поступил правильно?» с помощью ребят составили опорно-графическую схему:
Такая словесно-изобразительная творческая работа, во-первых, заставляет ученика в целом продумать тему и средства ее отражения   в композиции рисунка; во-вторых, ученик отбирает из своих впечатлений самые яркие зрительные образы; в-третьих, он подбирает цветовую гамму; в-четвертых, ученик обосновывает свой выбор словесно, что развивает его речь (презентация выполненных групповых или отдельных работ учащихся).
II. 2. Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если учитель на уроке применяет интерактивные методы и игровые технологии. Послетекстовый этап – использование содержания текста для выражения мыслей учащихся в устной и письменной речи. На данном этапе упражнения носят продуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный характер.
Репродуктивные упражнения предлагают задания: разделить текст на смысловые части; составить план, выделить опорные слова и словосочетания; упростить текст и др. Упражнения этого типа развивают умение воспроизводить содержание текста, высказать по нему свое суждение, делать выводы, позволяют учащимся использовать полученную информацию в ситуациях учебного и естественного общения.
Раскрывая приемы и методы развития русской речи на уроках русского языка в 3-4 классах казахской школы, я пришла к выводу, что все в руках учителя-языковеда сделать урок увлекательным для младших школьников. Решить ее, по-моему, учитель может, превращая каждое занятие в маленькое открытие для ребенка. Готовясь к уроку, я использую на занятиях разнообразные виды работ, ТСО, дидактический материал, игровые элементы, периодическую печать, Интернет. Использование дополнительного материала позволяет оживить, связать изучаемый материал с жизнью, активизирует мыслительную и речевую деятельность.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*