Дерево также нуждается в испарении и частом освежении
при помощи ветров, дождей, холодов,
иначе оно легко слабеет и вянет.
Точно так же человеческому телу
необходимы вообще сильные движения,
деятельность и серьезные упражнения.
Ян Коменский
Здоровье – данное комплекс культуры физиологической (возможности распоряжаться собственными перемещениями, собственным туловищем); культуры физической (возможности распоряжаться физическими действиями в организме и увеличивать их дополнительную мощь); культуры психологической (возможности распоряжаться собственными чувствами, эмоциями, чувствами); культуры умственной (возможности распоряжаться собственными идеями); культуры внутренней (возможности распоряжаться собственной ценностно-семантический областью и осуществить актуальные стремления, сопряженные с внутренним самосовершенствованием).
Здоровье человека – данное итог его своей работы.
Здоровье – данное степень адаптационных способностей организма, его возможности правильно отвечать в наружные влияния и адаптироваться к образующимся обстоятельствам проживания, данное уровня стабильности актуальной мощи лица в модифицировающихся обстоятельствах (природоохранных, общественных и др.).
Здоровье — итог обучения, а никак не только лишь излечения, и главным орудием научения здравому типу существования — считается просветительная работа.
Здоровьеформирующие образовательные технологии — это психолого-преподавательские технологические процессы, проекты, способы, которые ориентированы в формирование у обучающихся культуры самочувствия, индивидуальных свойств, содействующих его хранению и укреплению, развитие взгляды о состояние здоровья равно как значения, мотивировку в управление здравого вида существования.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — концепция, формирующая предельно допустимые требование с целью сбережения, поддержания и формирования внутреннего, психологического, умственного, индивидуального и физиологического самочувствия абсолютно всех субъектов создания. [1]
Здоровье нации — коэффициент, аспектами, коего считаются равно как демографические (рождаемость, показатель смертности, количество жителей, посредственная длительность существования, заболеваемость и т.д.), таким образом и психические характеристики (монтаж в правильный стиль существования, в состояние здоровья равно как главную актуальную значимость, равно как эмоциональную характеристику высококлассного и индивидуального возможности лица).
Здоровьесберегающие условия организации образовательного процесса: подходящие требование преподавания детей в школе (недостаток стресса, соответствие условий, соответствие методов преподавания и обучения); наилучшая предприятие тренировочного хода (в согласовании с возрастными, сексуальными, персональными отличительными чертами и гигиеничными условиями); нужный, необходимый и целесообразно упорядоченный моторный порядок. [2]
Технологии обучения здоровью содержат гигиеничное подготовка (верное продовольствие, забота из-за зубами), подготовка житейским способностям (руководство чувствами, решение столкновений и др.), предупреждение травматизма, предупреждение злоупотребления психоактивными элементами, сексуальное формирование.
Воспитание культуры здоровья — формирование у обучающихся индивидуальных свойств, содействующих хранению и укреплению самочувствия, развитие взгляды о состояние здоровья равно как значения, мотивировку в управление здравого вида существования, ответственности из-за свое состояние здоровья, состояние здоровья семьи, общества физиологическое формирование. [2]
Постоянный мониторинг здоровьесберегающего фактора для предотвращения ненужных отклонений важных характеристик в физической культуры.
Актуальность исследования определяется следующими противоречиями:
— между необходимостью формирования здоровьесберегающей среды в условиях образовательного пространства школы как фактора личностного роста школьников и недостаточной разработанностью соответствующего педагогического инструментария;
— фактическим состоянием здоровья школьников и неготовностью образовательного учреждения сохранять и развивать здоровье школьника;
— притязаниями выпускников школы на успешную самореализацию и их отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
— необходимостью перехода к созданию модели здоровьесберегающей деятельности в условиях образовательного пространства школы, и недостаточной теоретической и практической проработанностью условий ее формирования.
Данные позиции продиктованы тем, что заботу о здоровье детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезной деятельностью.
Вместе с тем, глубоко не раскрыты содержание понятия «культура здоровья» и этапы его формирования у учащихся, у учащихся не сложилось целостного понимания, как следовать здоровому образу жизни, не сформировалось понимание первостепенной важности здоровьесбережения, педагогической наукой не обобщены оздоровительные технологии в определенный алгоритм следования здоровому образу жизни; в образовательных учреждениях культура здоровья не занимает должного места в иерархии ценностей воспитываемых. [3]
Данные противоречия обусловливают обращение к проблеме использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и определяют выбор темы исследования: «Занятия физической культурой как здоровьесберегающий фактор в образовательном пространстве школы».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательном пространстве школы.
Предмет исследования: занятия физической культуры как здоровьесберегающий фактор.
Цель исследования: изучить занятия физической культурой как здоровьесберегающий фактор в образовательном пространстве школы.
Задачи исследования:
— изучить теоретические подходы исследования деятельности общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;
— рассмотреть влияние физической культуры на формирование здоровьесберегающей среды обучения;
— провести опытно-экспериментальную работу по изучению занятий физической культурой как здоровьесберегающего фактора в образовательном пространстве школы.
Гипотеза: если занятия физической культурой будут осуществляться на основе спроектированной модели, то учебно-воспитательный процесс будет направлен на сохранение, укрепление и развитие духовного, психического и физического здоровья всех субъектов педагогического взаимодействия, так как будет обеспечена целостность и системность педагогического процесса, основанного на принципах здоровьесберегающейпедагогики, психолого-педагогических подходах и методах охраны и укрепления здоровья учащихся. [4]
В связи с этим нужно отметить, что создание и формирование здоровьесберегающего образовательного пространства зависит от профессионализма и компетентности педагогов, именно они являются генератором в формировании этого пространства и примером для подражания учащихся.
Понятие «здоровьесберегающая педагогика» органически входит в структуру понятия «здоровьесберегающее пространство», и выделяет основные функции этой педагогики:
— педагогика, не носящая ущерба здоровью ученика, учитывающая его резервы и пределы познавательных способностей, способствующая расширению диапазона переносимых эмоциональных, физических и информационных факторов учебного труда;
— формирование потребностей и мотивации подрастают ей личности для построения личной стратегии здоровьесберегающей деятельности;
— системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с учащимися является индивидуально-дифференцированный подход;
— ориентация коллектива педагогов в содружестве с родителями на создание условий для становления личности творческой, интеллектуальной, духовной, ориентированной на ценности здоровья;
— построение образовательного процесса с учетом развития и расширения психофизиологических возможностей школьников;
— признание всеми субъектами педагогического процесса положения о том, что здоровый ребенок школьного возраста является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития;
— любое педагогическое воздействие (в современном понимании — взаимодействие) должно стремиться на динамическое состояние сохранения и развитии здоровья подрастающего человека, его физических, психических, социальных и духовных функций сообразной природе, обществу и самому себе как в сиюминутном состоянии, так и в будущем
Правильный стиль существования персоны в сегодняшнем периоде обретает особенное роль. Совершающиеся в нашей государстве общественно-общественно-политические и финансовые перемены призывают с любого лица проявления абсолютно всех его материальных, психофизиологических и эмоциональных способностей. Данное стает допустимым, в случае если индивид проводит правильный стиль существования. Но непосредственно согласно для себя данный стиль существования никак не произрастает, а складывается в персоны, включая с преждевременного раннего возраста, так как особенности, отчеренкованные с раннего возраста, постоянно становятся весьма крепкими и стремительно влияют в целый процедура последующего развития персоны. Данные проблемы в особенности важны в фоне портящегося самочувствия растущего поколения.
Значимость возведения новейшей, соответственной периода концепции формирования здоровьесберегающей сферы в школе обусловлено полным вблизи справедливых действий, таскающих в главном мировой вид, и, затрагивающих, в первую очередь в целом, этих перемен, какие совершаются в настоящее время в абсолютно всем обществе в области политические деятели, экономики, культуры, нравственности, общественных взаимоотношений, и таким образом либо по другому погружающих к изменению обстоятельств жизни. [1]
В сегодняшних обстоятельствах, если количество рисков с целью самочувствия постоянно увеличивается, только лишь интенсивное, серьезное подход к своему самочувствию дает возможность гарантировать актуальные мощи и конкурентоспособность персоны, сообщества и страны. Непосредственно в ученический промежуток складывается состояние здоровья лица в целую остальную жизнедеятельность. Почти все тут находится в зависимости с домашнего обучения, однако принимая во внимание, то что ребята выполняют в школе существенную доля дня, работать их самочувствием обязаны, в этом количестве и преподаватели.
Подобным способом, проблемой-оптимум считается развитие у обучающихся физиологического, психологического, религиозно-высоконравственного самочувствия, формирование у их культуры самочувствия, эффективной мотивировки в управление здравого вида существования. Цель-оптимум, бесспорно, содержит в себе проблему-как минимум. В то время наиболее верным является установление здоровьесберегающих технологий равно как совокупы абсолютно всех применяемых в просветительном ходе способов, технологий, никак не только лишь защищающих состояние здоровья обучающихся и преподавателей с негативного влияния условий просветительной области, однако и содействующих обучению у обучающихся культуры самочувствия. Заключительное сознательно немаловажно, поскольку цель средние учебные заведения заключается никак не только лишь в этом, для того чтобы сберечь состояние здоровья обучающихся в промежуток преподавания, однако и в этом, для того чтобы организовать их к последующей эффективной существования, никак не достигаемой в отсутствии необходимого степени самочувствия. Означает слово «здоровьесберегающие технологические процессы» возможно анализировать и равно как высококачественную характеристику каждый просветительной технологические процессы, её «свидетельство защищенности с целью самочувствия», и равно как комплекс этих основ, способов, способов преподавательской деятельность, какие, дополняя классические технологические процессы преподавания и обучения, одаряют их показателем здоровьесбережения. [5]
С воззрению компетентностного расклада состояние здоровья имеется умение к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию. Значимость подобного расклада, в первую очередь в целом, в этом, то что состояние здоровья представляет никак не равно как итог воздействия наружных обстоятельств и противодействия им, а равно как выражение внутренней творческой инициативности, творчества в ходе жизнедеятельности. Таким образом, состояние здоровья возможно анализировать равно как целенаправленный источник персоны, каким возможно распоряжаться. У самочувствия, равно как ресурса, обязан являться конкретный основа. В его значимости представляет здоровьесозидающий возможности — ученический общество — просветительная сфера средние учебные заведения. В данной взаимосвязи один с основных вопросов сегодняшней средние учебные заведения – посодействовать ребятам понять значимость самочувствия и роль здравого вида существования (ЗОЖ) с целью сегодняшнего лица, выработать серьезное подход к своему самочувствию.
Нацеленное применение физиологической культуры в воспитании ребенка и молодого поколения школьного года учитывает разрешение выздоровительных проблем.
Итоги изучения возможно применять в фактической труде согласно. А кроме того возможно применять в фактической труде преподавателей-инициаторов, а таким образом ведь преподавателями вспомогательного создания ребенка, студентами высочайших тренировочных заведений.
Балтабаева Аягоз Нурмухамбетовна,
Преподаватель физической культуры
КГУ «Строительно-технический колледж №1, г. Кокшетау»
Казахстан, Акмолинская область, город Кокшетау
Список использованной литературы
- Закон «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан» от 18 сентября 2009 года. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://lmc.kz/
- Закон Республики Казахстан «Об образовании в Республике Казахстан» от 27.07.2007 с изменениями от 13.11.15. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://e.edu.kz/68
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118, официальный сайт Министерства образования и науки. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://bt.eduportal.kz
- Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://www.do.ektu.kz/
- Айзман Р.И. Здоровье ребёнка – эпицентр современного образования. Валеологические аспекты образования. – Барнаул: Си-Пресс, 1996. – С. 12.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1997. — 215 с.