Home » статьи » Самообразование как источник повышения педагогической компетенции воспитателя дошкольного образования

Самообразование как источник повышения педагогической компетенции воспитателя дошкольного образования

Гладышева Виолетта
Воспитатель средней группы
ГККП «Ясли-сад № 101»

Предпосылками для профессионального саморазвития педагога являются различные факторы. Условно их можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внутренним факторам относятся: личные амбиции педагога, желание соответствовать установленным профессиональным требованиям, необходимость получения чувства самоудовлетворения от проделанной над собой работы. Основным внешним мотиватором обычно является стремление к карьерному росту и становлению в профессиональном плане. В современных условиях одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию. Особенно актуальной проблема самообразования становится в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.  Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование. Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области. Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Каждый воспитатель обязан своевре­менно знакомиться с новация­ми, пополнять профессиональ­ный потенциал, совершенство­вать педагогическое мастер­ство, применяя на практике новые образовательные техно­логии. Темы для самообразо­вания могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионально­го мастерства каждого вос­питателя.

Методические рекомендации по самообразованию

  1. Изучать специализирован­ную профессиональную литера­туру предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т. е. выписывая, принципы дан­ной программы, методики.
  2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, вы­явить сходство и различие си­стем.
  3. Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом МО. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
  4. Изученное следует внести в перспективный план.
  5. При использовании нова­ций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекоменда­циям автора, продумать, отве­чают ли условия дошкольного мини – центра данным требованиям, а также уровню развития и потребно­стям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.

Результативность этапов работы по самообразованию:

1 этап – организационно-ознакомительный: детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.

Результативность: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, выставка детских работ, картотека игр.

  • этап – основной: внедрение в работу подготовленного материала.

Результативность: проведение мероприятий мастер-классы, семинары, конференции, открытые занятия.

3 этап – заключительный: проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

Результативность: выпуск сборника с заданиями, лицензирование работы: программы, методических рекомендаций или УМК.

Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.  Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности. Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*