Орынтаева Гульмира Пернетаевна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Школа-гимназия
имени Бауыржана Момышулы»
г. Сатпаев
Бұл жұмыста оқушылармен жүргізілген зерттеу туралы баяндалған.
Кілт сөздер: интегрция, даму, қашықтан оқыту, мектептің ролі, педагогика, жоспарлау, зерттеу.
В современном стремительно меняющемся мире, в век бурного развития научно-технического прогресса обществу необходимы креативно мыслящие люди. Они должны уметь планировать свои действия, этому можно научиться в школе-исследовать свои действия, уметь анализировать и аргументировать на каждом уроке. Исследование урока дает возможность учителям принести пользу друг другу в виде педагогических знаний, при этом научить учеников критически мыслить и анализировать свои действия. Урок – одна из составляющих процесса Исследования урока, на котором реализуются запланированные идеи.
Школа ХХІ века требует радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстроменяющегося мира, творчески реализовывать себя в профессиональной деятельности. Растёт роль образования, формируется новое значение, которое способствует реализации новых идей государства и основных задач социального, экономического и культурного развитии общества в целом.
Понимая сложность воспитания и обучения личности, А.С.Макаренко говорил: «…мы всегда должны помнить, каким бы цельным ни представлялся человек, при широком обобщении, всё же нельзя его считать совершенно однообразным явлением. Люди в известной степени, представляют собой очень разносортный материал для воспитания и обучения, и выпускаемый нами « продукт» обязательно должен быть разнообразен».[1]
Как воспитывать личность обучая? [2] Дети — оценка всей нашей жизни, её смысл и продолжение. Как суметь, их развивать, оберегая всё самое индивидуальное и самобытное. Мы убеждены, что в процессе Исследования урока в начальной школе требуется особое внимание: именно здесь закладывается фундамент развития и образования, основа языковой компетенции и навыков коммуникации. Проанализировав школьную практику, мы пришли к выводу, что качество совместной деятельности при Исследовании урока влияет на мотивацию школьников, на изменения педагогической деятельности и даже на образовательные результаты.
Школа и образование находятся в постоянной эволюционной модернизации, незадекларированной сверху, а идущей от самой жизни, от происходящих в ней сущностных изменений. И первый, кто испытывает всю тяжесть новых требований и преобразований — педагог. «Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию».(Государственная Программа развития….)[3].
Отсюда возникает вопрос «Как мы работаем в классе и общаемся с классом?» [4]
Исследование урока – это улучшение процесса преподавания и обучения, в котором участники развиваются, анализируют и учатся критически мыслить. Ожидаемыми результатами являются формирование функциональной грамотности, знаний и умений; совершенствование школьной практики, сотрудничество, развитие лидерских качеств, совершенствование навыков наблюдения и рефлексии. Понять, как планировать, чтобы оно в результате обучения максимально удовлетворяло потребности каждого ученика. При планировании уроков мы не знали, что и как будет работать. После серии запланированных уроков, увидели положительный результат — изменилось отношение учителей и учащихся.
На уроке русского языка мною были использованы три стратегии «Три прутика» — вопрос, ответ, идея, «Синквейн», «Тонкие и толстые» вопросы; при использований которых, некоторая часть учащихся испытывала затруднения — 30 %, некоторая часть — 10% с помощью учителя справились с заданиями, им нужны были наводящие вопросы, а 60% практически справились с заданиями самостоятельно и выполнили в соответствии с критериями урока. После проведения серии запланированных уроков были проведены интервью у учащихся и учителей: они сообщили, что научились анализировать свою деятельность — 50% , им нравится участвовать в интервью, некоторая часть научилась задавать вопросы высокого порядка- 45%, а среди учителей способность взаимодействовать в рамках менторинга и в исследовании урока — 70%. Для того, чтобы понять, что внесённые изменения являются эффективными, прежде всего необходимо проанализировать динамику достижения ожидаемых результатов, на основе доказательной базы ( видео, фото, рефлексия, листы наблюдения, обратная связь). Посещая уроки коллег, видим кто постоянно применяет новые методы в обучении и преподаваний, а кто от случая к случаю.
Повторное анкетирование показало, что число участников, заинтересовавшихся возрасло. Критериями успешности стали: обратная связь учеников, менторинг среди учителей и исследование урока и его планирование. Преподаватели в обратной связи написали, что им понравилось вместе составлять серии последовательных уроков, научились анализировать и обсуждать — 30%, а 10% показали, что они уже пробовали проводить серию последовательных уроков, с посещением ментора и членов фокус-группы, что эти уроки обеспечивают положительную динамику вовлечённости всех участников образовательного пространства.
В рамках проведения исследования урока «Сформированность навыков осознанного чтения по русскому языку (учитель Орынтаева Г.П) из 24 учащихся в классе (отсутствовавших нет) выявлено: учащихся, достигших высокого уровня, 13 учащихся — 54,1 %; на средний (базовый) уровень – 10-12 баллов (оценка «4») – вышли 5 учащихся (20,8%); низкий (допустимый) уровень – 6-9 баллов (на оценку «3») – взяли 6 учащихся (25%); низкий (недопустимый) уровень – 0-5 баллов (оценка «2») –0 у учащихся (0%). Основные затруднения вызвало: умение восстанавливать последовательность событий и умение представлять информацию в различных формах (по 4 уч. – 16,6%); умение объяснять новые слова (у 4 уч. – 16,6%); и умение устно высказывать свое отношение к тексту (у 5 уч. – 20,8%).
По горизонтали отмечены заслуженные баллы за:
1 критерий – умение определять тему и главную мысль текста;
2 критерий – умение составлять план текста;
3 критерий – умение восстанавливать последовательность событий;
4 критерий – умение отвечать на вопросы по содержанию;
5критерий –умение объяснять новые (незнакомые) слова, опираясь на контекст;
6 критерий – умение представлять информацию в различных формах (таблицы, схемы, синквейны…);
7 критерий – умение устно высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний.
По вертикали обозначено количество учащихся, выполнивших/не выполнивших задания (в %)
Приобретённый опыт совместного планирования и проведения уроков показал появление интереса у участников образовательного процесса у учителей, учеников и даже родителей. Все постепенно начали рефлексировать, работать над развитием коммуникативной и функциональной компетенции и саморегуляции. Повысилась мотивация к обучению, все педагоги стали открыты к диалогу и взаимодействию. Мы увидели первый результат, который нужно поддерживать и направлять на дальнейшее совершенствование, что многие учителя перестрояли свою деятельность, при этом начали применять новые методы в обучении и преподавании, использовать групповую работу, применяя критерий оценивания.
Образование постоянно меняется, переживая самые разные реформы, однако всё равно с трудом соответствует современным реалиям. Исследование урока- тот подход, применение которого может коренным образом изменить ситуацию в школах. Его эффективность будет зависеть от многих факторов, в том числе от взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. Обучая других, мы учимся сами.
Использованная литература
- Научно-методический. Информационно-аналитический журнал № 6, 2005 г.
- Руководство для учителя (первого продвинутого уровня),ЧУ «ЦПМ»,2014 г.
- http://ustaz.kzu.kz.
- Задания для выполнения в период практики в школе (первого продвинутого уровня). ЧУ «ЦПМ», 2014 г.