Байгалиев Амангельды Азанбаевич
учитель русского языка и литературы КГУ «Кокпектинская средняя школа»
Область Абай Кокпектинский район
с. Кокпекты
Критическое мышление — ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Действительно, поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.
Педагогической деятельности особое внимание уделяю применению технологий развития критического мышления (ТРКМ), которые решают следующие задачи: научить детей думать, рассуждать, сопоставлять, критически мыслить.
Точное определение термина «критическое мышление» дать сложно: слишком много различных параметров — умений, видов деятельности, ценностей — он в себя включает.
Для достижения целей обучения, в первую очередь, каждому критически мыслящему педагогу необходимо, проанализировав собственный педагогический опыт, выявить проблемы в конкретном классе.
В классе, который был выбран мною для примера, проблемы эти связаны с уровнем развития критического мышления учеников, а также с коммуникативными навыками. Действительно, учитывая, что русский язык для учащихся классов с казахским языком обучения является неродным, знаю, они испытывают трудности в выражении своих мыслей, умении анализировать, делать выводы.
Какие стратегии обучения необходимо применять, чтобы развивать критическое мышление учащихся на уроках русской литературы?
Наиболее эффективных, на мой взгляд, методов и приемов ТРКМ, которые апробировал на своих уроках, и в результате которых происходит «осмысление, оценка, анализ и синтез информации, полученной на основе наблюдения, опыта, размышления или рассуждения».
На уроке «Литературное чтение» по теме «Н.Некрасов. Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы», для развития критического мышления учащихся использую визуальные организаторы мышления, такие как: «Ассоциограмма», «Кластер» и даже «Мозговой штурм» можно организовать таким образом, что учащиеся сначала склеивают мозаичный рисунок по группам, а затем вспоминают и записывают названия произведений, героями которых были те или иные птицы.
«Обучение критическому мышлению» заключается в том, что «Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания». Учащимся в группах предлагаю, отвечая на вопросы высокого порядка, представить на постерах ответы на эти вопросы. При этом учащиеся решают сами, какую выбирать форму представления: рисунок, схема, таблица.
Применение такого задания дает возможность развивать критическое мышление школьников, так как ученики находят ключевые слова, выявляют основные черты характера героя, анализируют уже имеющий набор знаний и пробуют перенести его в новую ситуацию. Т.е. для приобретения доказательств, критически мыслящий ученик развивает такие навыки, как наблюдение, анализ, вывод и интерпретация. Все эти процессы наблюдаются при работе учащихся с заданием и его защите. При демонстрации постеров, учащиеся высказывают свои точки зрения, дают пояснения. Ответы ребят подтверждали осознанность, понимание ими содержания, идеи произведения. Доказательством служит пример: на провокационный вопрос учителя «Почему вы изобразили на лице Мазая улыбку?», один из учеников объяснил, что «дед Мазай спас много зайчат, поэтому у него хорошее настроение и он улыбается».
На базовом уровне критическое мышление включает: сбор релевантной информации; оценку и критический анализ доказательств; обоснованные выводы и обобщения; пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.
Приведу пример того, как реализовывал данную идею на уроке по теме «И.Тургенев. Рассказ «Перепелка». На этапе реализации, помимо приема критического мышления «Дневник двойной записи», использую прием «Чтение с остановками», которые направлены на сбор учащимися релевантной информации, поиск подтверждения своим предположениям, осмысление произведения. Все учащиеся с интересом включаются в групповую работу по листам, с вопросами открытого и закрытого типа, т.к. им легче обучаться в диалоге с другими, более знающими. При чтении рассказа по частям они выделяют основные моменты текста, заранее просматривая ответы на вопросы. Как учитель, наблюдаю за обсуждением в классе. При возникновении трудностей в понимании детьми некоторых моментов сначала корректирую сам вопрос или задание в более упрощенную формулировку, перенаправляю данный вопрос другим ученикам. Таким образом, стимулирую развитие критического мышления учеников, содействую углублению и концентрации мышления и действий посредством разговора и размышлений.
В структуру своих уроков включаю приемы РКМ, которые направлены на развитие таких умений как: сравнивать и различать характерные черты героев произведений, анализировать, оценивать их эмоциональное состояние. Например, «Диаграмма Венна», «РАФТ», «Стоп-кадр». Прием развития критического мышления «РАФТ» формирует ряд умений и навыков учащихся: готовность к импровизации; свободное взаимодействие; анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру, учит разбираться в художественных средствах.
В заключение хочел отметить, что использованные приемы и методы ТРКМ на уроках русской литературы позволили мне достигнуть качественной деятельности обучающихся. На занятиях ученики через осмысление содержания произведений развивали навыки критического мышления, а именно: они сравнивали факты и явления, анализировали, делали выводы, оценивали поступки героев, аргументировали свою точку зрения. Таким образом, создавая условия для развития критического мышления, педагог способствует тому, чтобы каждый ученик был вовлечен в активный познавательный процесс, имел возможность работать совместно в сотрудничестве, проявляя при этом коммуникативные умения, научился анализировать свою деятельность.
Список литературы:
1.Аяганова ШЖ. Использование ТРКМ в учебном процессе // Администратор в казахстанской школе. 2011. № 1.
2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.
- Мерсер Н. и Литлтон К. Диалог и развитие мышления. — Нью-Йорк,Routledge, 2007
4.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень — АОО «НИШ», 2012.