Турсынбаева Назым Тамдыбеккызы
г. Петропавловск
ГККП «Дворец школьников»
Педагог-дополнительного образования
Учитель биологии
- Новые интерактивные формы и методы в системе дополнительного образования.
Методы обучения. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много.
Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.
Средства обучения — это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).
В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения.
Мы попробуем дать представление об основных из них, используя классификацию В.Оконя:
простые средства:
а) словесные — учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);
б) визуальные — реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;
сложные средства:
а) механические визуальные приборы — диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.;
б) аудиальные — проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;
в) аудивизуальные — телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;
г) средства автоматизации процесса обучения — компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.
- Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования детей.
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся.
Формы учебных занятий можно разделить на две группы:
а) занятия в учебном кабинете:
— тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
— комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
— игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
— итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);
б) выездные занятия:
— учебные экскурсии;
— походы;
— экспедиции;
— практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
— полевые практики.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
- Методика подготовки и проведения различных форм занятий.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
I этап — организация;
II этап — теоретическая часть;
III этап — практическая часть;
IV этап — окончание занятия.
Методика подготовки учебных занятий
Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
1) определение темы занятия;
2) продумывание общего хода занятия;
3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
5) подбор методических материалов по теме занятия;
6) выполнение практической работы;
7) составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка и проведение выездного занятия
Предварительная подготовка занятия включает:
1) определение темы и содержания занятия;
2) определение места проведения занятия;
3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
4) оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.
Подготовка и проведение итогового занятия
Итоговые занятия могут проводиться:
- по окончании учебного года;
- по окончании полугодия или учебной четверти;
- после изучения большой учебной темы или раздела. Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.
Методика планирования учебного занятия в системе дополнительного образования.
План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.
Общая структура плана занятия.
- Вступительная часть:
— название детского объединения;
— дата, время и место проведения занятия;
— номер и год обучения учебной группы (учащегося);
— фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;
— тема занятия.
- Концепция занятия, включая цели и задачи.
- Ход занятия:
— краткое содержание и время теоретической части занятия;
— задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;
— подведение итогов занятия — приемы работы с детьми и время.
- Средства обучения — наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
- Прогнозируемые результаты занятия.
Требования к занятию детского объединения и его анализу
Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.
Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:
- научности;
- единства требований;
- доступности и оптимальности;
- обратимости;
- объективности и доброжелательности;
- целесообразности.