Home » статьи » Социализация личности обучающегося в условиях дополнительного образования

Социализация личности обучающегося в условиях дополнительного образования

Турсынбаева Назым Тамдыбеккызы
г. Петропавловск
ГККП «Дворец школьников»
Педагог-дополнительного образования
Учитель биологии

  1. Новые интерактивные формы и методы в системе дополнительного образования.

Методы обучения. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много.

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере до­полнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организа­ции учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый ма­териал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребен­ка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятель­ность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую доку­ментацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Средства обучения — это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения.

Мы попробуем дать представление об основных из них, ис­пользуя классификацию В.Оконя:

простые средства:

а) словесные — учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);

б) визуальные — реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

сложные средства:

а) механические визуальные приборы — диа­скоп, микроскоп, кодоскоп и др.;

б) аудиальные — проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;

в) аудивизуальные — телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;

г) средства автоматизации процесса обучения — компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

  1. Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования детей.

В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся.

Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

а) занятия в учебном кабинете:

— тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

— комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);

— игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

— итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки де­тей);

б) выездные занятия:

— учебные экскурсии;

— походы;

— экспедиции;

— практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);

— полевые практики.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

  1. Методика подготовки и проведения различных форм занятий.

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

I этап — организация;

II этап — теоретическая часть;

III этап — практическая часть;

IV этап — окончание занятия.

Методика подготовки учебных занятий

Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

1) определение темы занятия;

2) продумывание общего хода занятия;

3) продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;

4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5) подбор методических материалов по теме занятия;

6) выполнение практической работы;

7) составление плана занятия (при необходимости).

Подготовка и проведение выездного занятия

Предварительная подготовка занятия включает:

1) определение темы и содержания занятия;

2) определение места проведения занятия;

3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;

4) оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.

Подготовка и проведение итогового занятия

Итоговые занятия могут проводиться:

  • по окончании учебного года;
  • по окончании полугодия или учебной четверти;
  • после изучения большой учебной темы или раздела. Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.

Методика планирования учебного занятия в системе дополнительного образования.  

План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

Общая структура плана занятия.

  1. Вступительная часть:

— название детского объединения;

— дата, время и место проведения занятия;

— номер и год обучения учебной группы (учащегося);

— фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;

— тема занятия.

  1. Концепция занятия, включая цели и задачи.
  2. Ход занятия:

— краткое содержание и время теоретической части занятия;

— задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;

— подведение итогов занятия — приемы работы с детьми и время.

  1. Средства обучения — наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
  2. Прогнозируемые результаты занятия.

Требования к занятию детского объединения и его анализу

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

  • научности;
  • единства требований;
  • доступности и оптимальности;
  • обратимости;
  • объективности и доброжелательности;
  • целесообразности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*