Home » статьи » Экологическое образование и воспитание в школе на уроках географии

Экологическое образование и воспитание в школе на уроках географии

Сарыпбекова Жанат Жандуллаевна
Учитель биологии
КГУ «Школа-гимназия
имени Бауыржана Момышулы»
отдела образования города
Сатпаева управления образования
 Карагандинской области

 

Кожахметова Гулим Булатовна
Учитель географии
КГУ «Школа-гимназия
имени Бауыржана Момышулы»
 отдела образования города
Сатпаева управления образования
 Карагандинской области

Экология как предмет в общеобразовательных школах не изучается, но экологическое образование должно быть неотъемлемой частью среднего образования.  Экологическое воспитание на уроках географии является одним из важнейших вопросов современного образования. В области географии необходимо целенаправленно, планомерно, последовательно проводить экологическое образование и воспитание.

Цели и задачи географического и экологического образования совпадают и тесно взаимосвязаны. О необходимости всестороннего изучения деятельности человека в неразрывной связи с окружающей средой неоднократно писали классики географии. В рамках предмета «География» изучаются экологические аспекты геополитики, проблемы ресурсосбережения, основы рационального природопользования. Утилизация, проблемы образования отходов в связи с урбанизацией, рассмотреть экологические проблемы человечества. Среди глобальных проблем современности экологические проблемы занимают второе место после проблем сохранения мира.

Так например, в разделе «Материки и океаны» в 7 классе изучается экологизированная тема «Экологическая ситуация материков и океанов. Изменение природы в результате деятельности человека и её охрана»

Богатая и разнообразная природа материков и океанов претерпела существенные изменения под влиянием деятельности человека. Используя различные примеры, учитель раскрывает на доступном учащимся уровне причины обострения взаимодействия природы и общества, меры охраны природы, принимаемые в различных странах. В содержании курса развивается идея целостности, неделимости природы, и на этой основе рассматривается необходимость международного сотрудничества в деле охраны природы.

Велика роль географии материков и океанов в развитии у учащихся целостных ориентаций, эстетического восприятия природы, воображения, умения создавать образ территории, что имеет большое значение в общей системе экологического образования. При этом важно, чтобы эстетические чувства, вызванные картинами природы различных территорий Земли, были глубоко связаны с научно-познавательной и практической деятельностью, выражали определенные нравственные позиции. Простого любования красотой природы, созерцания ее без связи с преобразующей деятельностью человеческого труда далеко не достаточно для формирования у школьников бережного отношения к природе.

Развитие ответственного отношения к природе в курсе географии материков и океанов должно осуществляться на основе единства научного, нравственно-эстетического и практического подхода. Достижение такого единства обеспечивает целенаправленный педагогический процесс экологического образования. На уроках, когда на изучение материала курса отводится два часа в неделю, учитель не успевает разбирать материал по экологическим вопросам материков и океанов.

Так, изучая в 8 классе тему «Климат», параллельно с этим ученики знакомятся с темами: «Экологические проблемы климата», «Загрязнение воздуха», «Истощение озонового слоя», «Парниковый эффект», «Фотохимический смог» — это экологические темы. Здесь мы изучаем антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата, можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы? К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод? На уроках в 8 классе при изучении темы «Климат» немало внимания уделяется практической направленности экологического образования. Проводятся мини-исследования: «Определение запылённости воздуха вокруг школы в разных местах», «Подсчёт количества машин, проходящих за день около школы».

В 9-х, 10-х, 11-х классах старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу. Изучаются наиболее яркие примеры изменения человеком окружающей среды,  особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Рассматриваются природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Прогнозируются меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. На уроках рассматриваем проблемы влияния отраслей хозяйства на окружающую природную среду, это – энергетика, сельское хозяйство, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д.   На третьем этапе основной задачей является не только формирование системы географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, но и вооружение учеников способами применения полученного багажа знаний в повседневной жизни для сохранения и улучшения качества окружающей среды

Таким образом, на уроках географии необходимо целенаправленно, планомерно, последовательно осуществлять экологическое образование и воспитание. «Урок — «клеточка» педагогического процесса. И от того, каким он будет, зависит будущее ребенка; его знания и умения, любовь и бережное отношение к матери, Родине, природе.

В результате применения разнообразных методов, способов и форм работы для повышения экологической культуры обучающихся происходит усвоение ими определенных норм и правил общения с объектами живой природы; развиваются навыки исследовательской деятельности, обеспечивающие обогащение запаса знаний причинно-следственных связей; формируются навыки обобщения и моделирования последствий вмешательства человека в природу, раскрывающие законы связи причины и следствия.

Анализ результатов показывает, что у учащихся формируется экологическое мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях, то есть экологическая культура, что и является результатом педагогической деятельности по формированию экологических знаний, общечеловеческих ценностных ориентаций и экологического поведения учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*