Home » статьи »  Учебные задания как основа формирования математиматической грамотности

 Учебные задания как основа формирования математиматической грамотности

 Шегитаева Гульбаршин Каирбековна
Павлодарская область
г.Экибастуз
Методист отдела образования,
учитель математики и физики
СОШ №»23

С целью повышения конкурентоспособности образования, развития человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики в рамках реализации Государственной программы развития важным является активное вовлечение педагогических кадров в обучении по уровневым программам повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Республики Казахстан.

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества — на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

В международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessment) термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

Понятие «функциональная грамотность» предполагает владение умениями:

 выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,

 решать их, используя математические знания и методы,

 обосновывать принятые решения путем математических суждений,

 анализировать использованные методы решения,

 интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

При отборе содержания заданий учитывается каждая основная тема традиционного школьного курса математики: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, элементы теории чисел.

В рамках этих тем значительное внимание уделено ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин, оценка, проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др.).

В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность является математическое рассуждение.  Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы  — это навык, который приобретает все большее значение в современном мире. Математика — это наука о четко определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов.

В рамках изучения математики учащиеся узнают о том, что, используя правильные рассуждения и предположения, они могут получить результаты, которые заслуживают доверия.

Обучающиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности. В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:

 развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение;

 развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач;

 формировать умение пространственного воображения;

 формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;

В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность:

 уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам;

 демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.

Учащиеся 9-11 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням:

 демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах;

 уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам;

 уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.

Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче.  Термин «учебная задача» — в широком понимании — это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях. Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Типы учебных задач:

задания, в которых имеются лишние данные;

задания с противоречивыми данными;

задания, в которых данных недостаточно для решения;

 многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает подросткам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.

Типы задач:

 Предметные задачи:  описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.

 Межпредметные задачи: описывается ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.

 Практико-ориентированные задачи: описывается такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче должны быть взяты из реальной действительности.

 Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.

Поэтапное развитие умений, составляющих основу математической

Уникальность инструментария международного экзамена в том, что он определяет те умения обучающихся, которые будут способствовать успешности выпускника школы к полной реализации себя как личности во взрослой жизни.

Необходимо провести тщательную работу по подготовке казахстанской школы к предстоящему международному исследованию PISA-2022. Казахстанские 15-летние участники проекта должны будут продемонстрировать положительную динамику показателей успешности выполнения заданий международного экзамена.

Качественное обновление образовательных программ и учебников, высокий профессиональный уровень учителей-предметников, ответственность школьников и их родителей, грамотные управленческие решения на всех уровнях управления    образованием должны сыграть главную роль в результативности Казахстана в предстоящем международном проекте  PISA-2022.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*